Л. Н. Федотова. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации
В работе рассматриваются возможности социологического исследования массовых информационных процессов с помощью метода анализа их содержания. Монография представляет интерес для социологов, политологов и студентов, специализирующихся в этих областях знаний.
Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама»
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Раздел 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ
- СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- Раздел 2. ЦЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ К МЕТОДУ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ
- Раздел 3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВ
- Программа исследования как жанр
- Машинный способ анализа текста
- Выбор единиц наблюдения
- Полевой этап
- Раздел 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- ТАСС и РИА в средствах массовой информации
- Комментарий автора из 1999 г.
- Пресса об экологических проблемах (анализ содержания)
- Знакомство с К. Боровым. Социологическое эссе
- БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении XX века, который совпал с периодом становления и развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные реакции получателя сообщения.
Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых записей, речей политических деятелей и т.д.). Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях деятельности авторов, об эксплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, о возможных, ожидаемых воздействиях информации на потребителя, в определенной степени о потенциальных реакциях его.
Данная работа ставит своей целью познакомить специалистов-обществоведов, социологов, а также студентов, специализирующихся в области социологии, исследований коммуникации, практиков паблик рилейшнз, рекламистов как создателей рекламных сообщений с методом, который должен входить в профессиональную копилку исследователя, анализирующего окружающую его социальную реальность, и производителя текстов с любыми социальными функциями. Информационные потоки в человеческом социуме представляют его существенную и даже сущностную характеристику.
В разделе 1 «Анализ содержания - социологический метод сбора социальной информации» анализируются отличия этого метода от других способов исследования, описывается то, что делает этот инструментарий социологическим.
В разделе 2 «Цели обращения исследователя к методу анализа содержания» демонстрируются возможности метода для исследования отдельных частей коммуникативного процесса: в какой мере само содержание может расцениваться как свидетельство намерений коммуникатора, производителя текста, как свидетельство состояния аудитории, для которой этот текст предназначен, как реализуются такие социологические задачи в конкретных эмпирических исследованиях с применением контент-анализа.
Раздел 3 «Методика анализа содержания текстов» посвящен инструментарию исследования с помощью анализа содержания, воссоздается путь исследователя от постановки задачи до создания той мерки, с которой исследователь подходит к единичным текстам, чтобы обнаружить в них наличие или отсутствие интересующих исследователя характеристик: путь от категории познания, от понятия на абстрактном уровне к его, как говорят исследователи, эмпирическим эквивалентам, его реальному лексическому носителю.
Здесь же идет обсуждение чрезвычайно важной для любого исследователя проблемы: выбора единиц наблюдения, когда решается вопрос, сколько текстов нужно проанализировать, чтобы решить те задачи, которые исследователь поставил перед собой. Особо выделен блок проблем, связанных с полевым этапом исследования, собственно анализом текстов.
Раздел 4 «Интерпретация результатов» посвящен заключительному этапу исследования - интерпретации, комментированию данных, полученных в ходе анализа текстов, который провел исследователь.
Рассматриваются разные способы сравнения полученных результатов ¾ с ранее проведенными исследованиями, с нормативными документами, с итогами исследований, которые использовали другие социологические методики.
В Приложении демонстрируются возможности контент-анализа на примерах конкретных эмпирических исследований, проведенных автором, с использованием обсуждаемого метода.
Работа снабжена библиографией наиболее важных публикаций но анализу содержания: как монографического характера, так и статей из периодических профессиональных изданий, связанных с данной проблематикой.