Социология по-новому

Социальные сети и объединения людей в интернете и реальной жизни

Эксперимент Милгрэма (+ редкий фильм Obedience / Повиновение)

Кадр из фильма Стенли Милгрэма "Obedience / Покорность"

Эксперимент Милгрэма является классическим экспериментом в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).

Видео

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.2 (456 голосов)

Борьба с пробками на дорогах: как использование платных дорог может снизить уровень транспортной загруженности

Борьба с пробками на дорогах: как использование платных дорог может снизить уровень транспортной загруженности Исследование агентства DELOITTE "Combating Gridlock: How Pricing Road Use Can Ease Congestion" ("Борьба с пробками на дорогах: как использование платных дорог может снизить уровень транспортной загруженности"), в эксклюзивном переводе на русский язык.

Города мира в настоящее время перегружены трафиком. От Парижа до Джакарты, городские жители и пассажиры сталкиваются с пробками на дорогах, которые становятся все более невыносимыми. Немного проблем во всем мире вызывают такую одинаковую реакцию разочарования и бессилия у граждан и политиков, как бесполезные усилия борьбы с пробками на дорогах. Без радикальных реформ, эта ситуация будет только ухудшаться. Темпы роста продаж автомобилей по прогнозам значительно превысят рост ввода в эксплуатацию новых дорог, почти в каждой стране мира, в течение следующих нескольких десятилетий, вызывая еще большие заторы на дорогах. В Западной Европе, например, прогноз констатирует, что заторы на городских дорогах вырастут на 188 процентов к 2010 году.

Заторы являются большим бременем для экономики. Расходы по ним включают непредсказуемое время в пути, экологический ущерб, материальный ущерб, задержки и производственные потери. Только в одних странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития, стоимость заторов на дорогах в настоящее время составляет около трех процентов от ВВП, или около $ 810 миллиардов. В Азии ситуация еще хуже.

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.7 (18 голосов)

Unpublished
н/д

Что случилось с двадцатилетними?

Bon Duke

Мы часто слышим этот вопрос, в основе которого лежат такие понятия, как «неудачный старт» и «дети-бумеранги». Главные герои двух новых комедийных сериалов — взрослые дети, переехавшие к своим родителям: «Бред, который несёт мой отец» («$#*! My Dad Says») с Уильямом Шатнером (William Shatner) в роли разведённого брюзги, чей двадцатилетний сын не может прокормить себя блогерством; и «Биг Лейк» («Big Lake»), в котором молодой талантливый финансист теряет работу на Уолл Стрит и переезжает обратно к родителям в сельскую Пенсильванию. На обложке «Нью-Йоркера» (The New Yorker) прошлой весной даже появилась иллюстрация, подчёркивающая дух времени: молодой человек вешает на стену в своей детской комнате новенький диплом кандидата наук, а картонная коробка у его ног указывает на то, что теперь, когда он официально считается сверхквалифицированным для любой работы, он возвращается в родительский дом. В дверях стоят его родители и их лица выражают смесь смирения, беспокойства, раздражения и недоумения: как же так получилось?

Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (13 голосов)

Занимательные истории маркетинга

marketing.jpg

Хитрый маркетинг или как известные бренды методом проб и ошибок нашли истинную причину покупки товаров и смогли убедить своих потребителей покупать еще больше.
Причины покупки — это большая рекламная тайна. И несмотря на то, что анализом мотивов и постоянным поиском того самого инсайта, руководствуясь которым люди отдают предпочтение тем или иным брендам, занимаются и рекламодатели и агентства, нащупать верную стратегию удается строго экспериментальным путем.

TEFAL
Tefal в течение долгого времени считала, что основным мотивом к покупке сковород с тефлоновым покрытием является то, что приготовление на этих сковородах не требует расходования ни одного грамма масла. Однако впоследствии выяснилось, что основным стимулом к их покупке послужило то обстоятельство, что сковороды с таким покрытием очень легко моются, потому что пища не пригорает к их поверхности. Содержания рекламной кампании изменили, что значительно повысило ее действенность.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.2 (17 голосов)

Социологическая манипуляция?

В Перми не утихают споры вокруг отмены прямых выборов Главы города. Различные политические силы тянут одеяла в разные стороны, время от времени спрашивая мнение у недоумевающего населения. Первый опрос на тему отмены прямых выборов мэра провело агентство "СВОИ" в середине мая 2010 года. Результаты этого исследования были опубликованы на сайте агентства, но впоследствии были сняты с публикации. Тем не менее, по сохранившейся в кэше поисковых систем информации, можно сказать, что 69,2% от числа опрошенных "СВОИМИ" жителей города считают необходимым сохранить всенародные выборы мэра.

Спустя некоторое время, 24 мая 2010 года, были опубликованы результаты исследования "Левада-Центра", посвященные той же проблеме. По данным авторитетного исследовательского центра, 79% жителей Перми выступают за сохранение прямых выборов главы города.

И вот - новый виток социологической войны. Коалиция "За прямые Пермские выборы" распространяет информацию о проведении очередного опроса, инициированного администрацией Перми. Прикладывается и анкета этого исследования, блещущая вопросами вроде "Согласно Уставу, Главой города Перми является Председатель Пермской городской Думы. В связи с этим, как Вы считаете, какой способ избрания Главы города - Председателя городской Думы является наиболее приемлемым для эффективного руководства городом и Думой?"

По данным коалиции, проведением нового опроса и разработкой анкеты занимается агентство "СВОИ". Директор этого агентства, А.Нода, уже опроверг данную информацию, назвав происходящее "явной провокацией". Несмотря на то, что источник анкеты неясен, сама она должна войти в учебники по социологической манипуляции. Остается только дождаться опубликования результатов исследования, проведенного по приложенной анкете, и вновь удивиться гибкости социологической науки.

Ваша оценка: Нет Средняя: 2.1 (10 голосов)

Советские Звездные войны: как страна готовилась к войне в космосе

large_01a_dj10_combo_rev10-19.jpgЭто похоже на кино про Джеймса Бонда: огромный спутник, крупнейший из когда-либо запущенных, с мощным лазером на борту — чтобы нейтрализовать американский противоракетный щит, прежде чем Союз нанесет свой первый удар. Но это было по-настоящему — ну, или, по крайней мере, так планировалось. Более того, когда советский президент Михаил Горбачев в октябре 1986 г. покидал саммит в Рейкьявике из-за того, что американский президент Рональд Рейган не желал отказываться от своей программы «Стратегической оборонной инициативы», или СОИ, Советский Союз был намного ближе к запуску оружия космического базирования, чем Соединенные Штаты. Менее чем через год, пока мир продолжал критиковать Рейгана за его концепцию «Звездных войн», Советский Союз запустил экспериментальный спутник для своей космической лазерной системы, который, однако, так и не вышел на орбиту. Если бы все получилось, холодная война могла бы пойти совсем по другому пути.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.1 (11 голосов)

150 человек: физиологическое ограничение на дружбу

friendsnomore.jpgВозможно, развитие социальных сетей может когда-нибудь остановиться по естественным причинам. Робин Данбар (Robin Dunbar), профессор эволюционной антропологии из Оксфорда ещё в середине 90-х годов выдвинул теорию, что мозг человека не в состоянии удержать в сознании информацию более чем о 150 друзьях («число Данбара»).

«Другом» в терминологии Данбара считается человек, с которым поддерживается эмоциональная связь, осуществляется коммуникация как минимум раз в год и про которого человек помнит его отношения с другими друзьями.

Физиологические лимиты мозга не зависят от свойств характера человека и от того, насколько он дружелюбен и общителен. По мнению профессора, ограничения существуют в неокортексе, отделе, отвечающем за сознательные мысли и речь.

Английский профессор работает над этой теорией уже 15 лет — и она пока подтверждается. Данбар делает свои выводы на основании анализа социальных связей в различных социальных группах — от первых групповых поселений людей времён неолита до современных офисных коллективов. В любой ситуации, как доказывает учёный, коллектив теряет признаки единства и разваливается на фрагменты, как только его размер превышает 150 человек.

В последнее время профессор Данбар начал изучать социальные сети, предположив, что современные технологии могут изменить что-то в человеческом сознании. Но ничего не поменялось. Он обнаружил, что формально у человека может быть и тысяча френдов в социальной сети, но если посмотреть на трафик, то легко увидеть, что для каждого человека он ограничен тем же максимальным кругом в 150 человек.

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.9 (14 голосов)

Читаете ли вы книги?

reading_01.gif

Практически все россияне смотрят телевизор, довольно значительна доля регулярно и часто слушающих радио (это занятие носит преимущественно фоновый характер), а регулярное чтение газет и журналов опережает чтение книг.

Среди читателей газет преобладают те, кто обращается к местной печати и газетам, подающим себя как таблоиды или приближающимся к ним по своему типу. Доля людей, регулярно читающих ежедневную общероссийскую печать, невелика — как правило, она не выходит за пределы статистической погрешности, допустимой в исследованиях подобного типа. Сходная ситуация сложилась и в чтении журналов: общеполитические, экономические и финансовые журналы регулярно читают не более 5-6% опрошенных. Такая ситуация с чтением газет и журналов наблюдается уже многие годы. Увеличение общей читательской аудитории газет или журналов в последнее время происходит прежде всего за счет изданий, ориентированных на самого массового читателя, более того — эксплуатирующих низовые страхи, стереотипы и комплексы.

Читать статью целиком

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.6 (12 голосов)

Элизабет Ноэль-Нойман. Спираль молчания

Скачать целиком книгу Элизабет Ноэль-Нойман. Общественное мнение. Открытие спирали молчания

Глава I: ГИПОТЕЗА СПИРАЛИ МОЛЧАНИЯ

В воскресный вечер 1965 г., когда проводились выборы в бундестаг, в Бетховензале в Бонне, где второй канал немецкого телевидения проводил вечеринку в честь выборов, нотариус Даниэльс в шесть часов должен вскрыть конверты с прогнозами выборов, составленными институтами Алленсбах и Эмнид и переданными ему за два дня до этого вечера.
Алленсбах в течение нескольких месяцев изображал гонку противников, как идущих почти вровень друг с другом. Сейчас же я писала последние результаты: “Первые голоса ХДС/ХСС – 49,5%, СПГ – 38,5%…”
Обманул ли Алленсбах общественность?

В начале сентября все выглядело как гонки с неизвестным финалом. То, что публика увидела в Бетховензале, чему мы, сидя за письменным столом в Алленсбахе, удивлялись за три дня до выборов и что все же не могли опубликовать, поскольку это выглядело бы как попытка массированного воздействия на исход выборов, было феноменом общественного мнения. Мы стали очевидцами явления, имя которому найдено сотни лет назад, хотя его и нельзя пощупать руками. Под давлением общественного мнения сотни тысяч избирателей, пожалуй, даже миллион, совершили нечто, что мы позднее назвали “the last minute swing” (сдвиг последней минуты); это был “эффект попутчиков” в последнюю минуту, позволивший ХДС/ХСС “набирать очки”, пока вместо равновесия сил двух крупных партий не сформировался перевес ХДС/ХСС в целых 8%, по официальным данным.

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.7 (24 голоса)
RSS-материал