Ю.Н. Толстова. Измерение в социологии
В книге с единой точки зрения рассматривается ряд известных подходов к пониманию и осуществлению измерения в эмпирической социологии. В рамках предлагаемой теоретической парадигмы объединяются весьма разнородные результаты, начиная с популярных методов одномерного шкалирования и кончая математическими теоремами репрезентационной теории измерения. Глубоко анализируются условия применимости различных способов шкалирования, демонстрируется практическая значимость многих положений, обычно относимых к области сугубо академического интереса.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов-социологов, может быть полезной исследователям, желающим корректным образом осуществлять сбор и анализ социологических данных.
Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Общие принципы измерения в социологии
- Глава 1. Проблемы измерения, возникающие в эмпирических исследованиях
- 1.1. Предварительные определения
- 1.2. Установочные и оценочные шкалы
- 1.3. Формирование представлений о признаке в социологии
- 1.4. Проблемы измерения, возникающие при выборе способа анализа данных
- 1.5. Нечисловые измерения в социологии
- 1.6. Состояние общей теории социологического измерения
- Глава 2. История вопроса (логический аспект)
- 2.1. Общее представление о "мягкой" и "жесткой" стратегиях получения исходных данных
- 2.2. Кризис измерения, обусловленный столкновением двух стратегий
- 2.3. Пути выхода из кризиса
- Глава 3. Краткое описание предлагаемой концепции
- 3.1. Интерпретация исходных данных — ключевой момент измерения
- 3.2 Измерение как моделирование реальности
- 3.3. Методологические аспекты использования математики в социологии
- Раздел 2. Одномерное шкалирование
- Глава 4. Основные цели одномерного шкалирования. Принципы, заложенные в подходах Терстоуна
- 4.1. Цели одномерного шкалирования
- 4.2 Психофизическое измерение как предпосылка одномерного социологического шкалирования
- Глава 5. Метод Терстоуна измерения установки
- 5.1. Этапы построения шкалы
- 5.1.1. Составление суждений
- 5.1.2. Опрос экспертов
- 5.1.3. Опрос респондентов и приписывание им шкальных значений
- 5.2 Модельные представления
- 5.2. 1. Сочетание мягкой и жесткой стратегий
- 5.2.2. Распределения, отвечающие респондентам и суждениям. Их соотношение
- 5.2.3. Свойства шкалы
- Глава 6. Метод парных сравнений (ПС)
- 6.1. ПС как метод сбора данных
- 6.1.1. Содержание метода. Свойства получаемых матриц
- 6.1.2. Ограничения метода
- 6.1.3. ПС как шкальный критерий
- 6.2 ПС как метод построения оценочной шкалы
- 6.2.1. Модели Терстоуна
- 6.2.2. BTL-модели парных сравнений
- Глава 7. Тестовая традиция в социологии
- 7.1. К вопросу о "взаимоотношении" социологии и психологии
- 7.2 Принципы факторного анализа (ФА)
- 7.2.1. Содержание тестовой традиции
- 7.2.2. Формальный аппарат ФА
- 7.2.3. ФА и формирование теоретических понятий
- 7.2.4. Проблемы использования ФА в социологии
- 7.3. Социологические индексы. Проблемы их построения
- 7.3.1. Расчет индекса — способ измерения латентной переменной
- 7.3.2. Индексы для номинальных данных ("логический квадрат")
- 7.3.3. Проблемы построения индексов
- 7.4. ФА как способ одномерного шкалирования
- 7.5. Методы одномерного шкалирования, лежащие в русле тестовой традиции
- 7.5.1. Шкала Лайкерта
- 7.5.2. Шкалограмма Гуттмана
- 7.6. Латентно-структурный анализ (ЛСА) Лазарсфельда
- 7.6.1. Простейший вариант ЛСА: вход и выход
- 7.6.2. Модельные предположения ЛСА
- Глава 8. Психосемантические методы в социологии
- 8.1. Содержание методов
- 8.2. Семантический дифференциал (СД)
- 8.2.1. Постановка задачи Осгудом
- 8.2.2. Техника СД
- 8.2.3. Факторы восприятия, выделенные Осгудом
- 8.2.4. Практическое использование техники СД
- Глава 9. Одномерное развертывание
- 9.1. Подход Кумбса
- 9.2 Основная цель метода
- 9.3. Модель восприятия
- 9.4. Техника одномерного развертывания
- 9.5. Задачи, решаемые методом
- 9.6. Методические выводы
- Раздел 3. Основания типологий шкал, предложенных Кумбсом
- Глава 10. Типология, основанная на степени упорядочения объектов и расстояний между ними
- 10.1. Отношение порядка и его искажение респондентом
- 10.2. Основания типологии
- Глава 11. Типология, основанная на процедурах опроса и моделях восприятия
- 11.1. Зависимость ответа респондента от процедуры опроса. Классификация процедур
- 11.2. Модели восприятия
- Раздел 4. Формализованная теория измерений
- Глава 12. Роль формализма в развитии науки
- 12.1.Формализация как достижение науки
- 12.2. Недостатки формализации
- Глава 13. Формализация понятия социологического измерения
- 13.1. Предыстория вопроса
- 13.2. Предложенная Стивенсом парадигма измерения
- 13.3. Развитие идей Стивенса
- 13.3.1.Допустимые преобразования шкалы
- 13.3.2.Шкала как гомоморфизм
- 13.3.3.Типология шкал по Стивенсу
- 13.3.4. Практическая возможность построения шкал
- Глава 14. Репрезентационная теория измерений (РТИ) с точки зрения потребностей социологии
- 14.1.Основные задачи, решаемые РТИ
- 14.2 Недостатки формализма РТИ и пути их преодоления
- 14.2.1.Эмпирические отношения, не подлежащие моделированию с помощью чисел
- 14.2.2.Неформализуемые эмпирические системы
- 14.2.3.Широкое определение социологического измерения
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
Качество распознавания не самое хорошее, книга не вычитана.