Капитонов Э.А. История и теория социологии
Книгу отсканировал Алексей Г.
Оглавление
- К читателю
- Введение
Глава 1. Генезис социологии
- 1. Предыстория социологии
- 1.1.Мифология
- 1.2.Античная философия
- 1.2.1. Послесократическая философия
- Платонизм
- Аристотелизм
- 1.2.2. Эллипско-римекая философия
- 1.2.1. Послесократическая философия
- 1.3. Средневековая теология и философия
- 1.3.1.Патристика
- 1.3.2.Схоластика
- 1.3.3.Осень средневековья
- Предвозрождение
- Гуманизм
- Возрождение
- Реформация (протестантизм)
- Контрреформация
- 2. Предсоциология
- 2.1. Новое время
Социальная физика - 2.2. Позднее Новое время
- Эмпиризм
- Рационализм
- 2.3. Просвещение
- Агностицизм
- 2.4. Становление социальной науки
- 2.4.1.Политическая экономия
- 2.4.2.Историография
- 2.4.3.Статистика
- 2.5. Индустриальная парадигма
- Литература
- 2.1. Новое время
- 1. Предыстория социологии
Глава 2. Ранняя социология
- 1.Контизм
- 1.1.Учение социальной динамики
- 1.2.Позитивизм и «объясняющая» социология
- 1.3.Учение социальной статики
- 2. Новации в социологии Г. Спенсера
- 2.1.Учение эволюции
- 2.2.Индивидуалистическая концепция общества
- 3. Марксистская парадигма социологии
- 3.1.Коммунистическое движение
- 3.2.Принцип классовой партийности
- 3.3.Философское основание марксизма
- 3.4.Философско-экономическя теория общества
- 3.4.1.Материалистическое понимание истории
- 3.4.2.Экономическое обоснование исторического процесса
- 3.5. Социально-политическое учение марксизма
- 4. Течения «одного фактора»
- Механическое течение
- Биоорганическое течение
- Социально-дарвинистское течение
- Расово-антротюлогическое течение
- Геофизическое течение
- Течение «психологии народов»
- Литература
- 1.Контизм
Глава 3. Социологический психологизм
- 1. Смена познавательных парадигм
- 1.1.Объясняющая парадигма познания
- 1.2.Понимающая парадигма познания
- Герменевтика
- 1.3. «Понимающая» психология
- Психологизация истории
- 1.4. Психологизация социологии
- Национальные школы
- 2. Французская школа социологии
- 2.1. Концепция подражания Г. Тарда
- 2.1.1.Теория толпы и публики
- 2.1.2.Общественное мнение
- 2. 2. Концепция «эры толпы» Г. Лебона
- 2.2.1.Психология рас
- 2.2.2.Психология толпы
- 2.2.3.Вожаки толпы
- 2.1. Концепция подражания Г. Тарда
- 3. Немецкая школа социологии
- 3.1. Формальная социология Г. Зиммеля
- 3.1.1.Теоретический фундамент социологии
- 3.1.2.Социологическая концепция
- Общая (историческая) социология
- Философская социология
- Формальная (чистая) социология
- 3.2. Чистая социология Ф. Тенниса
- 3.3. Антииндустриальная социология В. Зомбарта
- 3.3.1. Учение «понимающей» экономики. Социология экономических систем
- 3.3.2. Антипрогрессистская концепция капитализма. Эпоха докапиталистического хозяйства
- 3.3.3. Эпоха капиталистического хозяйства
- Раннекапиталистическое хозяйствование
- Предпринимательский дух
- Мещанский дух
- Современный капитализм
- 3.3.4. Капиталистический дух
- Биологические основы
- Нравственные силы
- Философия
- Религия
- 1) Католицизм
- 2) Протестантизм
- 3) Иудаизм. Еврейский вопрос
- 3.3.5. Общественные отношения
- Государство
- Переселения
- Умножение денежного запаса
- Техника
- Итог
- 3.1. Формальная социология Г. Зиммеля
- Литература
- 1. Смена познавательных парадигм
- Вместо заключения
В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века (вне дихотомии «марксистское-немарксистское»), применительно к временным периодам и национальным школам рассматриваются наиболее крупные парадигмы и персонифицированные концепции, идеи, теории и тенденции в методике, процедурах социологического исследования. Глубоко анализируются генезис социологии, её взаимоотношения с философией, религией и социализмом; марксистская парадигма социологии в том виде, как ее создали К. Маркс и Ф. Энгельс; национальные школы западно-европейского направления «социологического психологизма» («социологической социальной психологии»), утверждающего человеческую субъективность в историческом и жизненном процессах и в организации социальной среды.
Социологическая концепция В. Зомбарта полно освещается в отечественной работе впервые.
Содержание книги соответствует требованиям государственного стандарта по курсу «История социологии», но взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. Объединение в книге учебного пособия и монографии позволяет адресовать ее не только исследователям в этой области, обществоведам-преподавателям и студентам, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами социологии.
К читателю
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс интенсивного ее развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; ломка и очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обрекает его на необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве.
Ценность любой книги определяется тем, что в ней надеются найти читатели. Настоящая книга — вторая в реализации проекта истории социологии, заложенного автором в 1993 г. (История социологии. Учебно-методическое пособие. — Ростов-на-Дону: НМЦ Логос). В ней проведен анализ временных (XIX в.) и национальных особенностей социологии, форм их проявления в условиях становления индустриализма и капитализма, которые были в исследовательской тени и подвергались «истребительной» критике со стороны марксизма-ленинизма. То, что является прошлым для западного общества, стало в реформируемом российском обществе новационным. Автор надеется помочь тем, кто будет читать книгу, сэкономить на ошибках во время глубочайших сломов и перемен. Но и от читателя требуется большой труд углубления в нее и, как советовал святой Силуаи, при встрече с трудностями содержательного характера «держать ум свой во аде и не отчаиваться». Все это необходимо для нашего духовного освобождения, ибо «только образованные люди могут быть свободными» (Эпиктет).
Книгу отсканировал Алексей Г.