ТКАЧЕВ Петр Никитич
(1844–1886)

русский соц. мыслитель, идеолог бланкистского крыла в демократии, народничестве. В трудах Т. идея крестьянского социализма Н. Г. Чернышевского развертывается из общесоциологич. модели в программу непосредственного политич. (революционного) действия. Рассматривая историч. реальность как объект такого действия, Т. создал "философию историч. инициативы", согласно к-рой движущей силой соц. прогресса являются воля и действие революционеров – политич. элиты ("интеллигентного меньшинства").

Как и Чернышевский, Т. отвергал теорию "самобытности" историч. пути России. Улавливая, что пореформенное развитие страны идет в том же направлении, что и экономич. развитие западноевропейских гос-в, Т. отмечал рост городской и сельской буржуазии – консервативных сил, консолидация к-рых, по его мнению, может поставить под вопрос социалистич. перспективу России. Поэтому в его концепции первостепенную роль играет фактор времени, идея немедленного революционного переворота. Т. считал необходимым пробудить революционную инициативу масс путем антиправительственных акций (заговоры, дезорганизация гос. механизма и т. п.), проводимых конспиративной нейтралистской партией. Эта идея Т. была принята лишь в конце 70-х гг. XIX в. в связи с переходом народовольцев к практике индивидуального террора. В отличие от бакунистов Т. утверждал, что госво, реорганизованное в орган революционной диктатуры, сохранится и после переворота, с тем чтобы "интеллигентное меньшинство" смогло осуществить социалистич. переустройство всей жизни.

Общая информация

идеолог бланкистского теченияв народничестве, революционер, мыслитель, публицист. Учился на юридическом факультете Петербургского ун-та. За участие в революционном движении заключался в Петропавловскую и Кронштадскую крепости. В 1873 бежал из ссылки за границу. Близок к С.Н.Нечаеву. В 1875-1881 издавал в Женеве журнал "Набат". С 1882 тяжело болел, умер в психиатрической клинике. Свой "реализм" противопоставлял "философии", создал учение об исторической инициативе, отводя главную роль воле революционеров. Выступал за немедленный революционный переворот в России. Отрицал объективность законов истории.

Характеристика воззрений

"ТКАЧЕВ более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс. Он интересен как теоретик русской революции и как предшественник большевизма. Мысли его острые. Но культурный уровень его очень невысок. Он был также литературным критиком, очень плохим, признал "Войну и мир" бездарным и вредным произведением. Это свидетельтсвует о существовании пропасти между движением революционным и движением культурным". (Бердяев Н. А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 148)

Учение

Ближайшая цель революции.

«Умственная сила, изолированная от силы материальной, может создать лишь так называемый мирный прогресс. С другой стороны, всякое нападение на существующий порядок вещей, не руководимое и не дисциплинированное силой умственной, может породить лишь хаотическое брожение,- движение бессмысленное, бесцельное и в конце концов всегда реакционное. Но так как в современных обществах вообще, и в России в особенности, материальная сила сосредоточена в государственной власти, то, следовательно, истинная революция,- действительная метаморфоза силы нравственной в силу материальную,- может совершится только при одном условии: при захвате революционерами государственной власти в свои руки; иными словами, ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное. Отрицать непреложность этого условия, отрицать эту ближайшую цель всякой революции - значит или не понимать ее сущности, или сознательно стараться препятствовать ее практическому осуществлению».

(Ткачев П. Н. М., 1976. С. 94- 95).

Программа революционного государства.

«Упрочив свою власть, опираясь на Народную Думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществит социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества,- реформ, общий характер которых должен состоять: 1) в постепенном преобразовании современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину-коммуну, основывающегося на принципе общего, совместного пользования орудиями производства и общего, совместного труда; 2) в постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование; 3) в постепенном введении таких общественных учреждений, которые устраняли бы необходимость какого бы то ни было посредничества при обмене продуктов и изменили бы самый принцип его,- принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу,- принципом братской любви и солидарности; 4) в постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитания в духе любви, равенства и братства; 5) в постепенном уничтожении существующей семьи, основанной на принципе подчиненности женщины, рабства детей и эгоистического произвола мужчин; 6) в развитии общинного самоуправления и в постепенном ослаблении и упразднении центральных функций государственной власти. Такова должна быть, по нашему мнению, в самых общих чертах программа деятельности революционного государства».

(Там же. С 97).

Организация революционных сил.

«Если ближайшая практически достижимая задача революционеров сводится к насильственному нападению на существующую политическую власть с целью захвата этой власти в свои руки, то отсюда само собой следует, что именно к осуществлению этой-то задачи и должны быть направлены все усилия истинно революционной партии. Осуществить ее всего легче и удобнее посредством государственного заговора. Государственный заговор является, таким образом, если и не единственным, то во всяком случае главным и наиболее целесообразным средством к насильственному перевороту. Но всякий признающий необходимость государственного заговора тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации революционных сил».(Там же. С. 98).

Основные работы:

1.Сочинения. Т. 1–2. М., 1975–1976.

2.Открытое письмо П. Ткачеву госп. Ф. Энгельсу, 1974

3.Задачи революционной пропаганды в Росии, 1879

4.Экономический метод в науке уголовного права, 1865

5.Очерки по истории рационализма, 1866

6.Что такое партия прогресса, 1870

7.Закон мысли в истории, 1876

8.Анархия мысли, 1876

9.Избр. соч. Т.1-6. М., 1932-1937;

10.Избранные литературно-критические статьи. М.-Л., 1928.

Ж. Русское слово,

Ж. Дело, с 1866

1875-81 ж. Набат