С.Белановский. Метод интервью в исследованиях экономических процессов

2. НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

2.2. Социальные конфликты в армии

2.2.5. Дисциплина в армии. Дедовщина как способ поддержания порядка.

Выше было показано, что зона действия “классической” дедовщины ограничивается в основном второй и третьей группами приоритетов, выше которых сильно влияние уставного порядка, а ниже — влияние уголовных традиций и национальных конфликтов. Охарактеризовав возможный диапазон различий дедовских отношений, в данной главе мы возвращаемся к описанию некоего среднего и наиболее типичного ее состояния.

В войсковых частях двух средних уровней приоритетов офицерский корпус уже не в состоянии поддерживать дисциплину за счет своего неформального авторитета. Как уже говорилось, это отчасти связано с существенно более низкой (по сравнению с первым уровнем приоритетов) их штатной численностью и более низкими профессиональными и моральными качествами. В более длительной временной перспективе снижение влияния офицеров на обстановку в казармах связано с резким падением их официального статуса в обществе в целом и со столь же резким изменением уровня образования и характера воспитания призывного контингента. Так или иначе, но сегодня в реально существующих армейских условиях офицеры в своих действиях не могут опереться на официальную уставную структуру, поскольку у солдат нет стимулов к выполнению приказов.

Сказанное может быть проиллюстрировано описанным в одном из интервью случаем, когда недавно призванный солдат отказался мыть технику, заявив, что не приспособлен к этому из-за своего “английского воспитания”. Такое заявление, может быть, анекдотично, но оно отражает тот факт, что у солдат отсутствует положительная мотивация к труду. Уставные отрицательные стимулы есть, но их использование затруднено. Наиболее часто используемая форма наказания — наряд вне очереди. Этот стимул в принципе действует, но при этом надо учитывать, что во многих воинских частях молодые военнослужащие и так ходят в наряд через день. В этих условиях данная воспитательная мера утрачивает свое значение. Существует еще строгий выговор, выговор с занесением, просто выговор, но как показывает практика, солдаты на них просто не реагируют. Остается “выговор с занесением в грудную клетку”, то есть кулак, который становится самым доступным и эффективным стимулом, а зачастую и единственно реальным. Иного способа держать в узде принудительно собранный и плохо управляемый контингент призывников просто не существует.

Переход от уставных к неуставным негативным стимулам неизбежно должен был повлечь за собой и изменение всей социальной структуры военнослужащих. В уставной системе проводником воли армейского начальства в солдатской массе является сержант. Теоретически сержантам дана большая власть над их подчиненными. Однако в силу своей немногочисленности сержантский состав не может вступить в противоборство с многократно превосходящей их солдатской массой. Если бы линия конфликта, вызываемая системой армейского принуждения, проходила через сержантов, сержантский состав был бы сломлен ответными насильственными действиями пре восходящих их по численности солдат. К примеру, солдатам ничего не стоило бы устроить сержантам ночью в казармах “темную”, после чего ни о каких попытках проявления власти с их стороны уже не могло бы быть и речи.

По описанным выше причинам проводником воли командной иерархии в солдатской среде с необходимостью должны были стать достаточно многочисленные контингенты военнослужащих, которые могли бы путем насилия “держать в узде” всех остальных. Таким контингентом естественным образом стали старослужащие, или деды.

Между офицерами и дедами сложился своего рода негласный договор, согласно которому деды присвоили себе право не выполнять уставных требований, но взамен взяли на себя обязанность принуждать к их выполнению в двойном размере молодых военнослужащих (как говорят в армии: “за себя и за того парня”).

При внимательном рассмотрении явления дедовщины становится очевидным, что она приносит в армию не беспорядок, а некую форму поддержания порядка. При кажущейся вседозволенности здесь существуют определенные рамки. В своем классическом варианте дедовщина полностью подконтрольна командованию. Лишь по мере ослабления контроля в нижних уровнях приоритета отношения приобретают оттенок дисфункциональной жестокости и садизма, которые могут сделаться самоцелью. Однако и в этом случае в части хотя бы внешне соблюдаются некоторые основные требования командования, к числу которых относятся: поддерживание техники в рабочем состоянии, выполнение требований на учениях, отсутствие случаев хулиганства за пределами части, поддержание приемлемого санитарного состояния части, минимизация всевозможных ЧП и т.п. В соответствии с этим можно достаточно легко предсказать, что произойдет, если каким-то образом лишить дедов власти, не создав при этом никакого нового механизма поддержания порядка. При ослаблении дедовщины отношения между солдатами внутри части могут (но не обязательно) несколько гуманизироваться, но зато возникнет весь комплекс негативных явлений, которые пресеклись дедовщиной. Конкретно в этом случае можно было с уверенностью прогнозировать следующее (ныне этот прогноз во многих частях реализовался, о чем ниже):

1. Исчезнет технологическая дисциплина, позволяющая поддерживать технику в рабочем состоянии.

2. Невозможно станет проводить учения даже в их сегодняшнем упрощенном и зачастую халтурном варианте.

3. Солдатская масса станет терроризировать окрестное население за пределами части (почему—то мало кто обращал внимание на то, что деды систематически избивали “молодых но местное население, за редкими исключениями, не трогали).

4. Ухудшится и быстро дойдет до недопустимо низкого уровня санитарное состояние воинских частей. Возрастет количество актов вандализма по отношению к армейскому имуществу.

5. Резко возрастет количество всевозможных ЧП, не обязательно связанных с насилием (имеются в виду пожары, аварии, травматизм и т.п.).

6. В частях возрастут безделье, расхлябанность, пьянство и наркомания, которые явятся основой для нового всплеска насилия, хотя и в иной социальной форме.

Можно ожидать, что при исчезновении дедовщины обстановка в воинских частях распределится между следующими двумя полюсами:

На одном полюсе сложится безделье и неподчинение при благожелательной внутренней атмосфере, а на другом (особенно во многонациональных частях) усилятся конфликты и жестокость.

Следует отметить, что значительное число опрошенных из числа отслуживших свой срок солдат, осуждая дедовщину, вместе с тем достаточно хорошо понимают ее функциональную роль. Так, один из интервьюируемых на вопрос, что будет, если выбить из-под Устава подпорку дедовского порядка, задал встречный вопрос: “А техника на честном слове работать будет?”