БОГДАНОВ (псевдоним; наст. фам. Малиновский) Александр Александрович
(1873– 1928)

русский социолог, философ, экономист, политич. деятель, ученый-естествоиспытатель.

Б. приобрел известность как экономист своим "Кратким курсом экономич. науки" (1896). Свою т.зр., к-рая была выработана им после 1908 г., Б именовал "импириомонизмом", суть к-рого заключается в рассмотрении "физич." и "психич." как различ. образом организованных элементов единого опыта: психическое – индивидуально организованный, физическое – социально согласованный, социально организованный опыт; время, пространство, причинность и закономерность в природе рассматриваются как формы социально организованного опыта. Отличительным признаком соц. жизни Б. считает ее сознательно психич. характер: социальность нераздельна с сознательностью, а потому обществ. бытие и обществ, сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий. Экономика лишь "пограничная область технич. и идеологич. прогресса", а собственность на средства производства – внешнее выражение организационных функций собственника. Поэтому соц. дифференциация определяется не собственностью на средства производства, а владением организационным опытом. В ходе борьбы за организацию "хаоса" элементов в "физич." мир люди делятся на соц. группы в зависимости от специализации и на классы – рез-т организационно-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей. Б. стремился дополнить марксистскую теорию классов и классовой борьбы идеей "организационно-идеологич." творчества масс:

поскольку господствующим классом является класс организаторов производства, то путь к уничтожению классов лежит не в завоевании власти, т. е. через революцию, и переходе средств производства в руки трудящихся, а в обобществлении организационного опыта путем идеологич. воспитания рабочего класса, в ходе создания особой "пролетарской культуры".

Развитию эмпириомонизма в области обществознания служила "всеобщая организационная наука" – тектология (от греч.– строительное искусство). В ее основе лежат идея "единства опыта", получаемого активно-организационным путем, и принцип равновесия. Нарушения этого принципа составляют предмет организационной диалектики. По Б., все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания обществ, "порядка" Б. впервые в России применил термин "соц. система". Об-во, по Б., – сочетание многих элементов:

внешних (физич. природная среда – климат, флора, фауна; взаимодействие с др. об-вами) и внутренних, среди к-рых решающая роль принадлежит группам, выполняющим функции управления; причем к числу равноправных факторов он относит и идеологию этих управляющих групп. Об-во как система, по мысли Б., демонстрирует состояние равновесия. Поэтому тезис К. Маркса: философы до сих пор объясняли мир, а задача заключалась в том, чтобы изменить его, – Б. интерпретирует так: философия как созерцательная по своему существу наука должна быть отброшена и заменена тектологией. Задача тектологии – не "представлять" мир в виде единого целого, но превратить его в организованное целое, "каким он реально не был".

Общая инф-я:

настоящая фамилия - Малиновский) - философ, экономист, политический деятель, ученый и писатель. По образованию врач. С 1905 - член ЦК РСДРП/б/, в 1909 исключен из партии. В 1918-1926 - член президиума Коммунистической академии. С 1921 занимался исследованиями в области гематологии, с 1926 - директор основанного им первого в мире института переливания крови. В философии от естественноисторического материализма развивался к энергетизму и махизму. Создатель эмпириомонизма, в котором коллективный опыт занял место индивидуального опыта эмпириокритицизма. Б. отстаивал положение о тождестве общественного бытия и общественного сознания. Теоретик Пролеткульта. Создатель тектологии - всеобщей организационной науки, противопоставляемой диалектике и базирующейся на теории равновесия.

Хар-ка воззрений:

Эмпириомонизм приводил к безусловной релятивизации познания, субъективно-идеалистическому истолкованию проблемы истины. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995. С. 144).

Учение:

Физическое и психическое.

"Если в едином потоке человеческого опыта мы находим две принципиально различные закономерности, то все же обе они вытекают из нашей собственной организации: они выражают две биологически - организующих тенденции, в силу которых мы выступаем в опыте и как особи и как элементы социального целого. На вопрос, почему этих типов организации только два... ищите ответ в биологической и социальной истории человека, она расскажет, как в борьбе за существование возникла родовая жизнь человека, как обособлялась в ней личность и в то же время развертывалась все более широкая связь социальная, и, наконец, как развивались, приспособлялись все к той же борьбе, человеческие формы мышления с их современной двойственностью".(Богданов А. А. Новый мир. М., 1920. С. 42).

Культура.

«Культура охватывает всю сумму приобретений, материальных и нематериальных, которые сделаны человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его жизнь, давая ему власть над стихийною природой и над самим собой».(Богданов А. А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911. С. 3).

Общественное бытие и сознание.

«Социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно - психическая... Вообще социальность неразделима с сознательностью. Идеология и экономика - область сознательной жизни. Общественное бытие и общественное сознание в точном смысле этих слов тождественны».(Богданов А. А. Из психологии общества. СПб., 1906. С.57).

«К высказываниям принадлежат отнюдь не одни только специализированные формы выражения, как речь, мимика, искусство, но все вообще двигательные реакции организма, которые мы можем "понять" в связи с психическими переживаниями. Если, например, мы видим человека, выполняющего какую - нибудь работу, то в его действиях мы находим для себя целый ряд высказываний: они ясно выражают наличность, во - первых, восприятия всех объектов и орудий его труда, во - вторых, представления о некотором желательном преобразовании этих объектов как о "цели", в - третьих, стремления достигнуть этой цели и принятого решения в этом смысле. Все такого рода высказывания имеют не только не меньше смысла, чем "теоретические", например словесные, но даже значение основное по отношению к этим последним: речь, мимика и другие специальные формы выражения возникают на почве практического объединения человеческих действий, общественный труд людей есть первичная область их общения, а стало быть и высказываний».(Богданов А. А. Эмпириокритицизм. М., 1905. С.69).

Наука.

«Точные науки организуют всю современную технику машинного производства; они способны к этому лишь потому, что сами представляют организованный опыт прошлого, прежде всего также технический».(Богданов А. А. Всеобщая организация науки. СПб., 1912. С. 2).

Искусство.

«В искусстве организация идей и организация вещей неразделимы. Например, взятые сами по себе, архитектурные сооружения, статуя, картина являются системами "мертвых" элементов - камня, металла, полотна, красок; но жизненный смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг них объединяются в человеческой психике».(Там же. С. 2 - 3).

Начала религии.

«Распоряжаясь жизненными отношениями столь обширной и сложной системы, как община, патриарх в огромном большинстве случаев делает это по готовому шаблону, пользуясь накопленным опытом своих предшественников, их "заветами", то есть правилами и указаниями, которые от них перешли к нему, передаваясь в ряду их поколений. Постоянно ссылаясь на эти "заветы", выставляя себя перед общиной исполнителем воли предков, он тем самым поднимает их авторитет над своим как высший и более могущественный. Большую часть своей жизни каждый патриарх был раньше подчиненным исполнителем своих ближайших предшественников, привык почитать их и подчиняться им, ставить их над собой. Став патриархом, он в силу консерватизма мышления сохраняет этот взгляд на них и, как хранитель общественной традиции, передает его всем родичам. но в таком же точно отношении предыдущие патриархи стояли к тем, место которых заняли, и подобным же образом поставили их выше себя в глазах общины; а те делали то же по отношению к своим предшественникам, и т. д. Уходя в даль прошлого, образы предков - организаторов растут в сознании потомков, достигая сверхчеловеческих размеров; уважение к ним переходит, наконец, в настоящее обожествление. Так почитание предков привело к созданию богов и положило начало древнейшим религиям».(Богданов А. А. Наука об общественном сознании. М., 1918.С. 27).

«Если заветы организатора продолжают действовать, то его организаторская роль в жизни на деле расширяется. При жизни патриарх руководил, может быть, сотней сородичей; через двадцать поколений потомство этой общины может образовать целое племя во много тысяч человек... легко сообразить, во сколько раз увеличилось поле его авторитета».(Там же. С. 71 - 72).

Генезис норм.

«Грубость и беззаботность воина плохо мирилась с мягкостью и предупредительностью его сообщника - земледельца, повышение потребности ремесленника вызывали недоумение и отвращение неприхотливого рыбака и т. д. Неоднородность опыта породила, таким образом, новую организационную связь - норму. Затем рождается обычное право, право - закон, часть же опыта, регулируемого ранее обычаем, попадает под понятие "приличия", "долга", затем "совести"».(Богданов А. А. Новый мир. М., 1920. С. 42).

«Обычай, право, мораль - по существу формы организации и общественной жизни; их генезис представляет собой генезис расширяющегося опыта, требующего все новых и новых форм организации. Фетишизация моральных и правовых норм, происшедшая в период господства авторитарных и индивидуалистических идеологий, не отменяет их организационной сущности. Даже современные, вполне "внутренние" конфликты являются не конфликтами отвлеченных норм (долга, совести и т. д.),а организационными конфликтами. Внутренние моральные конфликты суть конфликты непосредственных импульсов жизни с внешней для них хотя и встречающейся в одном поле личного сознания, кристаллизованной силой социального прошлого».(Там же. С.54).

«Если феодальные религии были средством жреческой эксплуатации, то они отнюдь не являлись ее основой. Основой же была общественная полезность и необходимость жречества как совершенно мирного организаторского сословия. Связи общества были слабы; светские феодалы в силу военной специальности были мало способны поддержать его единство и сплоченность; это делалось почти всецело жреческими корпорациями. Они, насколько возможно, охраняли мир и ставили в рамки военно - грабительское буйство эпохи; они за счет накопленных богатств и запасов помогали жертвам бесчисленных войн - разоренным и калекам; они залечивали раны производства, руководя восстановлением экономической жизни в опустошенных местностях и т. д. Из таких социально - экономических функций вытекала власть над умами».

(Богданов А. А. наука об общественном сознании. М., 1918. С. 91).

Идея таинственного

«Вообще, где познание становится орудием господства, а невежество - условием подчинения, там выступает на сцену и усиленно культивируется идея таинственного».

(Богданов А.А. Из психологии общества. С. 148).

Познание - организация опыта

«Форма познания - есть психическое единство выражаемого и формы выражения... Выражаемое и форма выражения неразрывно ассоциированы между собой в психике особи и представляют о д н у психическую форму. Эта психическая форма как форма сознания, являющаяся моментом психической реакции, не индивидуальна, а общественна. Состояние психики выражается полно только тогда, когда оно может воспроизводиться путем подражания в других психиках... следовательно, форма познания не есть индивидуально-психическая, но общественная, она получает полную реальность не в отдельной психике, а во взаимном соответствии отдельных психик».

(Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. С. 129).

Генезис искусства

«Происхождение живописи легко связать с мимическими движениями, подражающими контурам предметов, которые человек видит или о которых говорит; скульптура отделилась от живописи (промежуточная форма - рельефная живопись), архитектура находится в самом тесном родстве с той и другой и также представляет в своих основных формах подражание различным предметам внешней природы. Пение, речь и поэзия составляют другую, первоначально нераздельную группу форм выражения. К этой группе примыкает по своему происхождению, вероятно, и музыка, которая в то же время стоит в тесной связи с танцами и мимикой в выработке ритма мелодий. Пение, речь и поэзия дифференцировались одна от другой в сравнительно позднее время, можно сказать - на глазах истории, особенно - речь и поэзия. Об этом напоминают долго сохранявшиеся остатки в различных языках, например употребление одного и того же слова для обозначения и речи вообще и всякого повествования, и поэтической поэзии в частности...».

(Там же. С. 125).

Наука и искусство

«Мировые типы в скульптуре и живописи... охватывают не меньшую сумму действительного и важного для жизни, чем высшие концепции философии, чем высшие обобщения науки... Великие культурные идеи всего наглядней, всего целостней, всего убедительнее выступают именно в пластических и живописных образах».

(Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. С. 17).

Основные работы:

1.Очерки по философии марксизма. СПб., 1908;

2.Философия живого опыта. СПб., 1913;

3.Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921.

4.Всеобщая организационная наука, т. 1-2, 1913-17

5.Эмпириомонизм. Кн. 1-3. М.-СПб., 1904-1906

6.Революция и философия. СПб., 1905

7.Из психологии общества. 2-е изд. СПб. 1906

8.Наука об общественном сознании. М., 1914

9.Всеобщая организационная наука /тектология/. Ч. 1-2 М., 1913-1917, Ч. 3. Берлин-П.- М., 1922

10.О пролетарской культуре. М., 1924.

1. Основные элементы исторического взгляда на природу. СПб., 1899; 2. Познание с исторической точки зрения. СПб., 1901; 3. Из психологии общества. Статьи 1901-1904 гг. СПб., 1904; 4. Новый мир. Статьи 1904-1905 гг. М., 1905; 5. Наука об общественном сознании. Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. М., 1905; 6. Эмпириомонизм. Статьи: В 3 кн. СПб., 1905-1906; 7. Страна идолов и философия марксизма // Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; 8. Приключения одной философской школы. СПб., 1908; 9. Красная звезда. Утопия. СПб., 1908; 10. Наука и философия (под псевдонимом "Вернер Н.") // Очерки философии коллективизма. Сб. 1. СПб., 1909. С. 9-34; 11. Философия современного естествоиспытателя // там же. С. 35-141; 12. Падение великого фетишизма (Современный кризис идеологии). Вера и наука (О книге В.Ильина "Материализм и эмпириокритицизм"). М., 1910; 13. Культурные задачи нашего времени. М., 1911; 14. Философия живого опыта. Популярные очерки. Материализм, эмпириокритицизм, Диалектический материализм, эмпириомонизм, наука будущего. Пб., 1913; 15. Инженер Мэнни: Фантастический роман. М., 1913; 16. Всеобщая организационная наука (тектология): В 2 ч. Ч. 1. СПб., 1913; Ч. 2. М., 1917; 17. Вопросы социализма. М., 1918; 18. Тектология (Всеобщая организационная наука). Ч. 3. Берлин; Пг.; М., 1922; 19. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М., 1989; 20. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990.Богданов (псевдоним Малиновского) Александр Александрович // История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. Библиографический указатель. М.; Л., 1962. С. 135-138.