Скачать вопросы в формате Word
Скачать конспект ответов на все вопросы (Дафт + Мескон).
Скачать шпаргалку по некоторым вопросам.

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПОЛИТЭКОНОМИИ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» (2002)
для студентов, обучающихся по специальности «Социология»

I. Вопросы по материалу учебного плана I семестра обучения по курсу:

Вопрос 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Определение менеджмента (Д18,36; М38); Менеджмент как наука и как искусство (М73); Уровни управления и типы менеджмента (Д29; М39); Навыки управления (Д26); Роли менеджеров (ДЗЗ; М36); Подходы к управлению (М51); Основные функции менеджмента (М72; Д19); Управление по целям (конспект); Менеджмент «одной минуты» (конспект); Менеджмент в XXI веке (Д36).

Вопрос 2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Определение организации (Д23; М31); Виды организаций (М31); Общие характеристики организации (М32); Составляющие успеха организации (Д24; М48); Определение фирмы (конспект); Функции фирмы (конспект); Условия построения современной организации (Д718); Эволюция бизнес-организации (Д720); Основные характеристики обучающейся организации (Д721).

Вопрос 3. МЕНЕДЖМЕНТ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Определение предпринимателя и предпринимательской деятельности (Д175) Менеджер в сравнении с предпринимателем (М44); Предпринимательское управление (М46); Предпринимательство как альтернатива (Д176); Характерные черты предпринимателей (Д181); Факторы развития пред­принимательства (Д177); Источники мотивации предпринимателей и новых деловых идей (Д184); Понятие бизнес-плана (Д185); Юридические формы коммерческой организации (Д187); Источники финансирования предприни­мательской деятельности (Д188); Тактики в осуществлении предприни­мательской деятельности (Д190); Интрапренерство (Д198)

Вопрос 4. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ

Содержание ответа:

Определение фирмы-виолента. Факторы эффективности крупных организаций. Стратегии обслуживания массового спроса. Стратегии подавления конкурентов Фирм-виолентов. Становление фирмы-виолента и ее бизнес-тактика на каждом этапе эволюции. Определение Фирмы-патиента. Обоснование эффективности специализированного производства. Рыночные стратегии фирм-патиентов. Определение фирмы-эксплерента. Рыночные стратегии фирмы-эксплерента. Определение фирмы-коммутанта. Локальные потребности, их черты и роль на рынке. Преимущества малой фирмы. Разновидности фирм-коммутантов и их рыночные стратегии. Неустойчивость на рынке фирм-коммутантов (конспект).

Вопрос 5. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Управленческие революции (конспект); Школа научного управления (М66; Д52); Административная школа в управлении (М67; Д56); Школа человеческих отношений (М68; Д58); Школа поведенческих наук (М69; Д64); Процессный подход в управлении (М71); Системный подход в управлении (М77; Д66); Ситуационный подход в управлении (М81; Д68); Новейшие исторические тенденции в развитии теории менеджмента (Д62,69);

Вопрос 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Базовые параметры внутренней среды организации: цели (определе­ние, разнообразие, дифференциация по подразделениям) (М89), структура (определение, специализированное разделение труда, объем управления, сфера контроля, координация) (М90), задачи (определение, характеристики, специализация) (М92), технология (определение, технологические перевороты) (М94), люди (существенные индивидуальные характеристики) (М99); Влияние внутренней среды на работника и орга­низационное поведение (М104).

Вопрос 7. ВНЕШНЯЯ СРЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание ответа:

Определение внешней среды и ее видов (М114; Д84); Значение внешней среды (M113); Взаимозависимость факторов внешней среды (M 115); Сложность внешней среды (М116); Подвижность внешней среды (М117); Неопределенность внешней среды (М118; Д91); Среда прямого воздействия (М118; Д88); Среда косвенного воздействия (М124; Д85): Адаптация к условиям внешней среды (Д94); Воздействие на внешнюю среду (Д96); Предпринимательство и внешняя среда (Д177).

Вопрос 8. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Определение этики менеджмента (Д146); Социальная роль бизнеса в обществе (М142); Критерии принятия этически сложных решений (Д149); Факторы, определяющие этический выбор (Д153); Определение социальной ответственности (Д157); Заинтересованные в деятельности организации группы (Д157); Оценка результатов социальной деятельности (М143; Д161); Действия организации в случае возникновения социальных дилемм (Д163): Управление этикой и социальной ответственностью организации (М149; Д165)

Вопрос 9. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание ответа:

Определение коммуникации (М76;Д532); Элементы и этапы процесса ком­муникации (М171;Д534); Восприятие и коммуникации (М176; Д535); Невербальные коммуникации (М178; Д539); Коммуникативные каналы СМ173; Д537); Умение слушать (М180; Д540): Формальные каналы коммуникации (М167; Д542); Неформальные коммуникативные каналы (М169; Д546); Командные коммуникации (Д548); Коммуникативные барьеры (М176,184; Д551); Преодоление коммуникативных барьеров и совершенствование коммуникации (М181Л86; Д553).


I. Вопросы по материалу учебного плана II семестра обучения по курсу:

Вопрос 1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

По варианту I - Определение понятия решения. Природа процесса принятия решения. Организационные решения. Решения, типичные для функций управления. Подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблем. Личностный фактор в процессе принятия решений. Среда принятия решения. Информационные и поведенческие ограничения в принятии решения. Негативные последствия решений. Взаимозависимость решений. Методы принятия решений. (М)

По варианту II - Определение решения и процесса принятия решений. Различные типы решений и проблем. Модели принятия решений. Этапы процесса принятия решения. Модель Врума-Джаго. Формы группового участия в принятии решений. Преимущества и недостатки участия работников в принятии решений. Способы повышения творческого спектра в процессе принятия решений. (Д)

Вопрос 2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

По варианту I - Понятие стратегического планирования. Основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. Сущность стратегии. Планирование и успех организации. Процесс стратегического планирования: миссия организации; цели организации и их характеристики; оценка и анализ внешней среды; обследова­ние внутренних сильных и слабых сторон организации; изучение стратегических альтернатив; выбор стратегии. (М)

По варианту II - Понятия цели, плана, планирования. Значение целей и планов. Миссия организации. Понятие стратегической цели. Планы орга­низации и их виды. Иерархия целей. Характеристики целей. Управление по целям. Одноразовые и постоянные планы. Ситуационные планы. Горизонты планирования. Традиционные подходы к планированию. Современные подходы к планированию. Новая парадигма планирования. Стратегический менеджмент: ситуационный анализ, внутренние сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы. (Д)

Вопрос 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИИ читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Понятие стратегического менеджмента. Основополагающие стратегии компании (рост, стабилизация, экономия). Глобальные стратегии компании (глобализация, мультирегиональная стратегия, транснациональная стратегия). Стратегические намерения (стержневые компетенции, синергизм, создание ценности). Уровни стратегии (стратегия корпоративного уровня, стратегия на уровне бизнес-единиц, стратегия функционального уровня). Разработка стратегии на корпоративном уровне: портфельная стратегия (матрица БКГ). Формулирование стратегии на уровне подразделений: конкурентные силы и стратегии М.Портера. Формулирование стратегии на фун­кциональном уровне. Исполнение стратегий (лидерство, структура, информационные и контрольные системы, человеческие ресурсы). Внедрение глобальных стратегий. (Д)

Вопрос 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗИМОДЕЙСТВИЙ И ПОЛНОМОЧИЯ Содержание ответа:

Понятие организации как процесса. Понятие делегирования. Ответственность в контексте делегирования. Понятие полномочий. Концепции полно­мочий. Пределы полномочий. Полномочия и власть. Линейные полномочия. Типы административного аппарата. Разновидности аппаратных полномочий. Организация взаимоотношений между линейными и аппаратными (штабными) полномочиями. Линейные полномочия и координация. Препятствия к эффек­тивному делегированию. (М)

Вопрос 5.  ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание ответа:

По варианту I - Планирование и организационное проектирование. Этапы организационного проектирования. Понятие бюрократии. Бюрократическая организационная структура. Отрицательные характеристики бюрократии. Понятие функциональной департаментализации. Функциональная организационная структура. Дивизиональная организационная структура (продуктовая оргструктура; оргструктура, ориентированная на потребителя; региональная оргструктура). Оргструктуры фирм, действующие на международных рынках. Адаптивные и механические оргструктуры. Проектная организация. Матричная структура организации. Организации конгломератного типа. Централизованные и децентрализованные организации. Интеграции структуры. (М)

По варианту II - Понятие организационной структуры. Специализация в выполнении рабочих заданий. Командная цепочка. Понятие властных полномочий. Понятие ответственности. Понятие подотчетности. Понятие делегирования. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Норма управляемости. Высокие и плоские оргструктуры. Централизация и децентрализация. Формализация. Построение организации: функциональный подход; дивизиональный подход; географическая дивизионализация; матричный подход; командный подход; сетевой подход. (Д)

Вопрос 6.  МОТИВАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание   ответа:

По варианту I - Понятие мотивации. Первоначальные концепции мотива­ции. Попытки использовать в управлении методы психологии. Понятия первичных и вторичных потребностей. Потребности и мотивационное поведение. Закон результата. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности. Сложность мотивации через потребности. Понятие вознаграждения. Внутренние и внешние вознаграждения. Содержательные теории мотивации: теория А.Маслоу и ее использование в управлении; теория МакКлелланда; теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий; теория справедливости; модель Портера-Лоулера. Мотивация и деньги. (М)

По варианту II - Понятие мотивации. Простая модель мотивации. Подходы к мотивации: традиционный подход; подход с позиции человеческих отношений; подход с позиции человеческих ресурсов; современные подходы. Теории содержания мотивации: теория иерархии потребностей; двухфакторная теория; теория приобретенных потребностей. Теории процессов мотивации: теория справедливости; теория ожиданий. Мотивационная теория подкрепления: а) средства подкрепления - суть регулирования поведения; закон эффекта; понятие подкрепления; понятие позитивного подкрепления; отказ от нравоучений; наказание; угасание. 6) графики подкрепления - постоянное подкрепление; частичное подкрепление. Дизайн рабочих заданий и мотивация: упрощение рабочих заданий; ротация рабочих заданий; расширение рабочих заданий; обогащение рабочих заданий; модель характеристик рабочих заданий. Наделение властью и новые программы мотивации. (Д)

Вопрос 7.  КОНТРОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание ответа:

По варианту I - Понятие контроля в организации. Обоснование необходимости контроля. Широта контроля. Предварительный контроль. Текущий контроль. Заключительный контроль. Процесс контроля: установление стандартов: сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами - масштаб допустимых отклонений, принцип исключения, измерение результатов, передача и распространение информации, оценка информации о результатах. Действия в процессе контроля. Поведенческие аспекты контроля. Рекомендации по проведению эффективного контроля. Характеристики эффективного контроля. (М)

По варианту II - Понятие организационного контроля. Взаимосвязи организационного контроля и стратегического планирования. Этапы традиционного процесса контроля - установление нормативных показателей, измерение фактических результатов, сравнение результатов с нормативными показателями, обратная связь. Упреждающий контроль. Сопутствующий контроль. Контроль с обратной связью. Подходы к контролю: традиционный бюрократический контроль - понятие, правила и процедуры, управленческие системы контроля, властная иерархия, отдел контроля качества, отбор И обучение, технология; децентрализованный контроль - понятие, корпоративная культура, группа равных, самоконтроль, отбор и социализация работников. Управление тотальным качеством. Элементы эффективного организационного контроля. (Д)

Вопрос 8. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И РУКОВОДСТВО читать ответ на этот вопрос!

Содержание ответа:

Понятие группы. Формальные и неформальные группы. Понятие неформальной организации. Природа неформальной организации. Объяснение причин вступление людей в неформальные организации. Характеристики неформальной организации. Модель Хоманса. Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями. Факторы, влияющие на эффективность рабочих групп. Приемы проведения эффективных собраний в группах. Управление с помощью комитетов. (М)

Вопрос 9.  ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ

Содержание  ответа:

Феномены руководства и лидерства. Феномены влияния и власти. Необходимость власти в управлении. Баланс власти. Власть, основанная на принуждении - Влияние через страх. Власть, основанная на вознаграждении - Влияние через положительное подкрепление. Законная власть - Влияние через традиции. Власть примера - Влияние с помощью харизмы. Экспертная власть - Влияние через разумную веру. Влияние путем убеждения. Влияние через участие. Рекомендации эффективного использования влияния. (М)

Вопрос 10.  ЛИДЕРСТВО

Содержание  ответа:

По варианту I - Понятие лидерства. Поведенческий подход к лидерству: автократичное и демократичное руководство - теория "X" и теория "Y" (преимущества и недостатки), исследования Левина; Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке; Четыре системы Лайкерта; Классификация стилей лидерства; Управленческая решетка. Ситуационные подходы к эффективному лидерству: ситуационная модель руководства Фидлера; подход "путь-цель" Митчелла и Хауса; теория жизненного цикла; мо­дель принятия решений Врума-Йеттона. (М)

По варианту II - Феномен автократичного руководителя. Феномен демократичного лидера. Континуум лидерства. Поведенческие подходы исследования лидерства: исследования университета штата Огайо; исследования Мичиганского университета; Координатная сетка руководства. Ситуационные подходы к лидерству: Теория Филлера; Теория Герси и Бланчарда; Теория "Путь-Цель". Субституты и нейтрализаторы руководства. Новые подходы к руководству: транзакционные руководители, харизматические лидеры, трансформирующие лидеры, интерактивные лидеры, сервисные руководители. (Д)

Вопрос 11.  РАБОТА В КОМАНДАХ читать ответ на этот вопрос!

Содержание  ответа:

Понятие команды. Различия между группами и командами. Модель эффективности командного труда. Формальные команды (понятие, вертикальная, горизонтальная, комитет, специализированная). Команды по решению проблем и задач. Самоуправляемые команды. Виртуальная команда. Характеристики рабочих команд: размер, роли участников. Стадии развития команды. Сплоченность команды. Командные нормы. Управление конфликтами в командах. Преимущества и недостатки работы в командах. (Д)

Вопрос 12. МЕНЕДЖМЕНТ В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Содержание ответа:

Феномен глобального рынка. Понятие международного менеджмента. Основные факторы международной среды: экономические, законодательно-политические, социокультурные. Использование ресурсов в глобальном масштабе. Стратегии выхода на зарубежные рынки: экспорт, лицензирование, франчайзинг, прямые инвестиции, совместное предприятие, поглощение, новое предприятие. Понятие и характеристики многонациональных корпораций. Индивидуальные проблемы глобальных менеджеров. Менеджмент за рубежом. Обучение в глобальном масштабе. (Д)