Вопрос 15. Этническая (национальная) политика: понятие, специфика правовой базы, основные виды

Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: “разделяй и властвуй”. Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.

Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в который народы “распри позабыв в великую семью объединяться” (А.С. Пушкин). Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

1. Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Правовая база на мировом уровне:

1. индивидуальные и коллективные права. Но между ними есть противоречия, то есть иногда нельзя определить, что это: индивидуальное или коллективное право

2. право на целостность государства. В мире несколько тысяч этнических групп. Гипотетически все они могут назвать себя нацией и потребовать национальных прав. Следовательно

3. Принцип национального самоопределения Международное право не дает ответа на этот вопрос, то есть государства сами определяют свои принципы.

Виды этнической политики

1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

2. Дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни. Дискриминация признается существующей при наличии двух элементов: проведения различий по этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи — и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.

3. Ассимиляция слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнёта имела место насильственной Ассимиляция: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в некоторых капиталистических странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть национальные меньшинства, происходит естественная А. В СССР и других социалистических странах, в условиях полного равноправия всех народов, некоторые малые народы, преодолев вековую экономическую и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями.

4. Интеграционизм – напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность .

5. Поликультурализм - признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.

Национальная политика осуществляется на следующих уровнях:

  • общегосударственный
  • региональный
  • местный

Также национальная политика – это концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, миграционной, демографической и др.политики.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Цели

Национальная консолидация
Межэтническая интеграция
Сближение наций
Национальное обособление, замкнутость
Отстаивание этнической «чистоты»
Защита национального от влияния инонационального

Содержание

Гуманистическое
Интернационалистическое
Антигуманное
Националистическое
Великодержавно-шовинистическое

Направленность

Демократическая
Миротворческая
Созидательная
Прогрессивная
Тоталитарная, разрушительная, реакционная

Формы и методы осуществления

Насилие, толерантность, уважительное отношение
Господство, подавление, репрессии
Насильственные, грубые, унизительные, «разделяй и властвуй»

Результаты

Согласие, единение, сотрудничество, дружба
Напряженность, конфронтационность, конфликтность

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений.

Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт . В этих условиях необходимы координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики : координация национальных интересов как предпосылка их реализации,

Национальная политика, как и всякая другая, может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей, этапов и приоритетов . Однако, это очень сложно, так как в реальной практике межэтнических отношений нередко складывается впечатление, что именно эта, а не иная проблема является первоочередной и требует немедленного внимания и разрешения. Каждому народу, национально-государственному образованию, региону кажется, что именно их проблемы являются самыми неотложными, требующими немедленного вмешательства и принятия мер.

В национальной политике следует различать:

  • стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи , требующие концептуального подхода, программного планирования.
  • задачи ближайшего характера – вытекают из долговременной политики, регулируют межнациональные проблемы, которые вытекают из жизни, возникающие в ходе текущих событий.

В многонациональной России стратегической, программной целью является:

  • укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества,
  • упрочение федеративных отношений и связей,
  • формирование государственно-политической и межнациональной общности – россияне.

Актуальные задачи национальной политики ближайшего периода :

  • урегулирование межнациональных конфликтов,
  • снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье,
  • решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Стратегия национальной политики разработана и обоснована в концепции национальной политики и государственной программе национального возрождения межнационального сотрудничества народов России.

При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки . Важнейшими из них являются следующие:

  1. Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.
  2. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.
  3. научность национальной политики , что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений, опора на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы.
  4. Дифференцированный подход в практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках. Следует учитывать:
    • природно-климатические условия,
    • социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности,
    • демографические и миграционные процессы,
    • этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей,
    • конфессиональную характеристику,
    • особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в “своей” республике или в инонациональной среде.

Наконец, при формировании национальной политики, необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

Дополнения

Права человека (из Конституции РФ).

Ст.19. 1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии ит.д. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

Ст.22 . Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.

Ст. 26. 1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. ( Комм: Национальность харак-ся приверженностью к культуре опр. Народа, а также языком. Национальность - это принадлежность человека к конкретному народу. Выбор национальности не влечет для человека никаких последствий, т.к. им гарантируются все те же права и свободы.

Ст. 27. право на свободное передвижение на территории России, а также выезжать за ее пределы.
Свобода мысли и слова, свобода вероисповедания, право на участие в управлении делами государства, социальное обеспечение, свободный труд, право на образование.