Вопрос 11. Социально-демографические процессы и социальная мобильность этнических групп

Одним из важнейших факторов, обуславливающих судьбы народов, являются особенности их демографического поведения , т.е. режим естественного воспроизводства.

Начиная с 60-х годов этнографическая проблематика постоянно находилась в зоне внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей, т.к. проблема межэтнической и межкультурной дифференциации рождаемости становится одной из центральных для всего человечества на рубеже ХХ – ХХI вв.

Падение уровня смертности, и прежде всего детской, среди большенства народов Азии, Африки, Латинской Америки не сопровождалось соответствующим уменьшением уровня рождаемости, в результате чего население этих регионов после второй мировой войны росло в геометрической прогрессии. В Советском Союзе эта проблема не была столь острой, поскольку народы, испытывавшие «демографический взрыв», составляли относительно небольшую долю населения. Однако она все острее ощущалась, например, в Средней Азии, ряде регионов Кавказа.

Центральным моментом осмысления проблемы стала концепция «демографического перехода» , которая сформировалась в результате обобщения данных по динамике рождаемости и смертности в разных странах. С точки зрения ученых – демографов и социологов, демографический переход является всеобщим процессом падения рождаемости и смертности в ходе урбанизации, модернизации и индустриализации современных обществ.

Демографический переход включает четыре стадии. На первой падает смертность под влиянием улучшения медицинского обслуживания и повышения уровня жизни; в основном это затрагивает детскую смертность. Уровень рождаемости остается высоким, что приводит к быстрому росту населения. На второй стадии начинается падение уровня рождаемости, причем продолжает падать и уровень смертности. На третьей стадии замедляется падение рождаемости, но одновременно начинается некоторое повышение уровня смертности за счет «постарения» населения – естественного следствия падения рождаемости. Наконец, на четвертой стадии уровни рождаемости и смертности стабилизируются, сближаются, и восстанавливается демографическое равновесие, утраченное на первых трех стадиях в результате разбалансировки уровней рождаемости и смертности.

В различных культурах в зависимости от сочетания динамики рождаемости и смертности на разных этапах перехода эта схема имеет множество вариантов. Принципиальное значение имеют три их них:

  • классический «английский» вариант , при котором смертность на первых двух этапах падает гораздо быстрее рождаемости, и при этом очень быстро растет численность населения;
  • «французский» вариант , когда рождаемость начинает падать практически одновременно с падением смертности, хотя и более медленными темпами. При этом варианте демографический взрыв наименьший.
  • «японский» вариант , наиболее часто встречающийся в странах, недавно вступивших на путь модернизации; при этом варианте на первом этапе падение смертности сопровождается не просто сохранением уровня рождаемости, но даже его повышением, в результате чего население растет более высокими темпами, чем при других вариантах перехода.

Постиндустриальная цивилизация Европы и Северной Америки основывается на следующей семейной структуре – «супружеской» семье, для которой характерны низкий уровень рождаемости и низкий уровень детской смертности, постепенный переход к средне- и малодетности, внутри семейное регулирование рождаемости, средний уровень безбрачия как мужчин, так и женщин, высокий уровень разводимости и повторных браков, очень большой разброс возрастов вступления в первый брак.

В целом траектория демографического перехода среди русских соответствовала «английской» модели, однако 1. Он начался значительно позже; 2. Протекал намного быстрее; 3.ему не предшествовало формирование «европейской» семьи.

Первые стадии дем. перехода среди русских (80-е годы Х1Х в. – 20-е годы ХХ в.) протекали весьма плавно, даже медленно. Причина: высокая доля сельского населения, медленный рост городов, устойчивость бытового уклада сельского населения.

Однако за первые 10 лет Сов. Власти в дем. поведении русского этноса произошли существенные изменения: приблизительно в 1,7 раза упал уровень младенческой смертности среди русских; после революции впервые смертность в русских городах стала ниже, чем в селах, а это существенный показатель урбанизации (город становится образцом не только духовной, но и бытовой культуры); наметился заметный разрыв в уровне рождаемости между городом и деревней. Но самое главное заключалось в том, что начавшаяся культурная революция, быстрый рост уровня грамотности в корне меняли ценностные ориентации населения: более престижным становилось иметь не большое количество детей, а детей, получивших хор. проф. подготовку.

Среди русских процесс демографического перехода, т.е. смены «традиционного» режима воспроизводства на «современный», прошел очень быстро. За 1959 – 1969 гг. число рождений на 1000 населения составило в среднем 19 в год, что соответствует современному типу естественного воспроизводства. Вместе с падением рождаемости и смертности происходила и окончательная «нуклеаризация» семьи, т.е. превращение ее из «родственной» в «супружескую».

К концу ХХ в., т.е. через поколение после завершения демографического перехода, русский этнос оказался в кризисном состоянии. Главное из проявлений кризиса – рост смертности, снижение продолжительности жизни, падение уровня рождаемости, особенно усилившееся с начала 90-х годов. Россия впервые в своей истории столкнулась с фактом отрицательного естественного прироста и тенденцией к депопуляции.

Одной из особенностей России, впрочем, и СССР тоже, было то, что города формировались как многонациональные (за исключением, пожалуй, части русских городов). Причем «титульные» этносы, составлявшие, как правило, большинство в сельской местности, далеко не на всех этапах урбанизации представляли большинство в городах, особенно в крупнейших. Поэтому даже титульные этносы (не говоря уже об этнических меньшинстах) всегда занимали в городах «своих» республик определенные ниши как в территориальной, так и в отраслевой структуре населения. Этнические общности образуют территориальные анклавы и одновременно концентрируются в определенных отраслях городского хозяйства. В современной России можно выделить этносы, в которых и дем. переход и процессы экстенсивной урбанизации находятся в завершающей стадии. Среди титульных этносов России – это осетины и татары. В их среде завершился процесс первичной урбанизации, т.е. горожане в настоящее время составляют большинство, а новое поколение городских жителей будет состоять уже из потомков горожан, а не сельчан.

От того, как именно, под влиянием каких факторов протекает процесс миграции населения в города, каким образом мигранты вписываются в эти города, как принимает их население городов, во многом зависят не только культура и социальное самочувствие народа, характер межнациональных отнощений, но и в конечном счете и целостность российского государства.

Миграция – любое перемещение населения за границы определенной территории; перемещения, связанные с изменением места постоянного проживания.

  • Маятниковая м.;
  • Сезонная м.

Для этносоциолога наиболее важными являются два типа миграций.

Миграции между населенными пунктами различного ранга .

В современном обществе насел. пункты имеют различный статус: выделяют от наиболее крупных, многофункциональных (считаются наиболее престижными для проживания – крупные города), домалочисленных и наименее престижных (сельская глубинка). Миграции, как и любой другой вид социальной мобильности , могут быть «вертикальными», связанными с повышением или понижением статуса места жительства, и «горизонтальными» , когда преезд осуществляется между населенными пунктами одного и того же ранга. С вертикальными миграциями ассоциируются процессы урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города.

Миграции внутренние и внешние.

Под внутр. миграциями понимается переезд на новое место жительства в пределах одного государства; под внешними – преезд на постоянное место жительства (или достаточно длительное) в другое государство. В этносоциологии в качестве внешних могут рассматриваться и миграции за пределы территории компактного расселения данного этноса, не зависимо от того, пересекает он при этом адм.-тер. границы или нет.