Вопрос 9. Социально-психологический уровень этнического самосознания. Типы этнической идентичности

План ответа:

•  Социально-психологический уровень этнического самосознания.

•  Типы этнической идентичности.

1. Социально-психологический уровень этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.

Важен эмоциональный компонент: неосознование сопереживание своего единства с другими членами этнической группы.

Этническое самосознание – это своего рода «последний рубеж» сохранения этничности, т.к. в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического «мы».

В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.

Психологическое явление непроизвольного соотнесения «нас» с «не-нами» сложлся ещё в древности, когда фиксация одного или нескольких непривычных, удивляющих, «бросающихся в глаза» признаков сопровождалась их наделением негативной оценкой.

Это явление и в наши дни подпитывает предрассудки в отношении к другим народам, порождает различные этнические страхи как на уровне индивидуально-личностного, так и группового сознания.

Национальный характер – некоторые общие четы психологии, связанные с историческим и культурным единством этнической группы.

Наиболее отчётливо он проявляется в общении, когда взаимодействуют группы людей различной национальной принадлежности, т.е. в этноконтактной среде, которая даёт представление об этноконсолидирующих и этнодифференциирующих признаках.

2. Типы этнической идентичности.

Любая трансформация этнической идентичности происходит относительно нормальной (позитивной) этнической идентичности, которая характерна для большинства людей. Все остальные типы – это отклонения от нормы.

Нормальная (позитивная) этническая идентичность:

•  это баланс толерантности в отношении к другим этническим группам, а также к своей собственной;

•  она одновременно является условием самостоятельного, стабильного существования этнической группы и условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире;

•  Человеку с «нормальной» этнической идентичностью свойственно естественное предпочтение собственных социокультурных ценностей, при этом он имеет высокий уровень толерантности и готовности к межэтническим контактам;

•  80% представителей различных национальностей относят себя к категории людей, для которых этот тип идентичности наиболее приемлем.

Этноцентричная идентичность:

•  этничность рассматривается как нечто очень важное;

•  безусловное и некритическое предпочтение своего народа всем остальным;

•  стремление к замкнутости, к этноизоляции, негативное отношение к межнациональным бракам;

•  отдельные элементы агрессии ко всем остальным.

Этнодоминирующая идентичность:

•  интересы народа как целого превалируют над всем остальным;

•  этническая идентичность в тестах всегда занимает первое место;

•  может вызвать напряженность в общении с представителями других этнических групп.

Этнофанатизм:

•  крайний вид идентичности;

•  убеждение, что любые действия в мире являются этически окрашенными;

•  готовность идти на любые действия во имя этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этнодоминирующую идентичность и этнофанатизм в быту чаще всего называют национализмом.

Этническая индиффирентность:

•  реальное равнодушие к этничности.

Этнонигилизм в форме космополитизма:

•  всё человечество рассматривается как нечто целое, этничности нет вообще;

•  Связано с этнической неполноценностью, ущемлённостью, стыдом за представителей своего этноса.

Амбивалентная (противоречивая) идентичность:

•  человек ощущает себя представителем нескольких этнических групп.