В.Я. Звездин. Социология культуры

скачать (doc -> zip)
Учебник отсканировал Алексей Г.

Уровни культуры (отрывок)

Специализированный и обыденный уровни культуры

Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует качественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что производят одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источником напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчивости вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее.

Для этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длительных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами.

В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части:

  1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со циализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и обще го образования).
  2. Cпециализированная культура, освоение которой требует специального (профессионального) образования.

Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее основная функция - трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека.

Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъекты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседневности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нарушившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нормальное необходимое явление.

Обыденная культура

3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура не могла ни существовать, ни появиться вне системы общественных отношений. А. Лефевр в работе «Критика повседневной жизни» понимает под повседневной жизнью то, что происходит каждый день. Повседневная жизнь - это посредник между общественной сутью человека и его природой, между природой и обществом.

А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни.

Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные личные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приобретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседневному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непосредственными индивидуальными переживаниями и межличностными контактами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовлетворение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди действуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу.

Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответствующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько "между ними", т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования процессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкновением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах.

Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нарушение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции.

Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности воплощается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры - искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление "картины мира" с одной стороны, и "среды", "жизненного мира", с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии.

Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда.

Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодействии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют области морали и нравственности, а на специализированном уровне - сфере права.

Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном - политическая деятельность.

Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе первичной социализации. Обыденная культура - это владение объектами повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антропологией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией.

Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках семейного воспитания и через институт национального образовательного стандарта, специализированная - через систему высшего образования.

Специализированная культура

Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профессиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам.

Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специализированная деятельность занимает значительную часть времени человеческой жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, способами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социальной активности определяются групповой идеологией.

Последствия специализированной деятельности, ее продукты имеют широкое социальное значение. Поэтому выход за нормативные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение и карается по закону, в других имеет характер культурных инноваций и может носить позитивные социальные санкции.

Динамика социальной жизни обусловлена отношениями людей к имеющимся формам жизнедеятельности, их предпочтениями, оценками, действиями, направленными на их поддержание или изменение. Конкретным условиям совместной деятельности (жизни) людей соответствуют свои социально и культурно установленные формы, которые складываются на основе совместной деятельности членов общества в каждый период времени в символическом и ценностном выражении, фиксируют сферы приложения коллективных усилий, а также способы их организации.

Внутренняя дифференциация специализированной культуры

Специализированные сферы культуры складывались исторически в ходе постепенной дифференциации целых областей деятельности.

Во-первых, некоторые области являются источниками инноваций в большей степени, чем другие, например, наука, производство, политика.
Во-вторых, в определенных областях активизируется осмысление инноваций применительно к обыденной культуре, их последствий для человека, например, в искусстве.
В-третьих, деятельность в различных специализированных областях культуры формирует у людей интерес к инновациям и навыки их освоения в неодинаковой степени.

Регулятивные функции специализированной культуры

Специализированные области культуры неоднородны по их ориентированности на устойчивые или изменчивые аспекты человека и его окружение. Устойчивость, универсальность, "абсолютное" - это объекты особого внимания религии и философии. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчивых форм свойственна правовой среде.

Соотношение устойчивого и изменчивого выявляется в областях научного познания и производства. В науке устойчивое рассматривается преимущественно как границы, внутри которых можно воздействовать на окружение, т.е. первоначальный интерес здесь обнаруживается к изменениям. В производственной сфере решается вопрос о соотношении воспроизводства и инноваций в каждый конкретный временной период.

Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение принимает рационально-нормативную форму, является сфера политики. Изменение попадает в зону особого внимания в области искусства. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными переживаниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на изменчивость жизненной среды.

Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры.

Взаимодействия представителей одной специализированной сферы культуры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями.

Можно выделить три основных канала связи между ними:

  1. Система общественного образования транслирует знания, необходи мые для общественной жизни и дальнейшей профессиональной подготовки.
  2. Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном для массовой аудитории.
  3. Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность периодически обращаться к ценностям "высокой" культуры.

Субкультуры

Любая культура - это система субкультур.

Одно из оснований субкультурных подсистем - ценностное, по этому основанию можно выделить элитарную, народную, массовую культуры.

Субкультуры - это двухсторонний процесс: приспособление к господствующей (доминирующей) культуре; отклонение от нее.

Субкультуры (частичные, специальные) - культуры различных социальных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и др., т.е. различные ценности.

Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Субкультура элитарная

Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: производство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных организаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религией, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподавателей и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).

Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).

Субкультура сельских производителей (народная культура)

Главная функция - эта культура производит средства поддержания физического существования людей (в первую очередь продукты питания). Ей свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям.

Способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межполюсной трансляции местной традиции приро-доиспользования и связанных с ней картин мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений и т.д., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания людей в семье, окружающей среде, не требующих какого-либо специального образования.

Социальная субкультура городских производителей (массовая культура)

Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования человека: орудия труда, предметы обихода, энергию, знания, торговлю, эстетические ценности и др. Причем, как правило, в товарных объемах.

Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умеренный уровень личных социальных притязаний средних слоев (с высокими культин-новациями индивидуумы уходят либо в элитарные, либо в криминальные круги).

© В.Я. Звездин, «Социология культуры». Пермь, 2003. Сс. 41 - 49.

скачать (doc -> zip)
Учебник отсканировал Алексей Г.

Ваша оценка: Нет Средняя: 3.8 (20 голосов)