О пользе случайных связей
На основе данных о разговорах по мобильным телефонам построена модель социальной сети, которая приводит к неожиданным выводам: решающую роль в глобальном информационном обмене имеют случайные и непродолжительные контакты между людьми, не имеющими ничего общего.
Для построения карты социальных взаимодействий – то есть структуры, в рамках которых мы обмениваемся информацией, – использовались данные о звонках 7 млн. абонентов, сделанных ими за 18-недельный период. Силу связи между двумя индивидами ученые определили как производную от количества и продолжительности телефонных разговоров между ними за охваченный промежуток времени. Чем дольше и чаще разговаривают два индивида, тем большим количеством информации они обмениваются и тем прочнее их социальная связь. Как выяснилось в ходе исследования, большинство людей регулярно разговаривают лишь с несколькими другими людьми, однако при этом существует очень немногочисленная группа, которая поддерживает интенсивный контакт с десятками абонентов. Аналогичный разброс обнаружился и при анализе продолжительности разговоров: большинство разговаривает по несколько минут за один звонок, вместе с тем существует небольшая группа любителей поболтать, которые разговаривают по часу и более.
Пытаясь выяснить, какие факторы влияют на силу межчеловеческих связей, выявили следующую (вполне очевидную) закономерность: чем сильнее связь между двумя индивидами, тем больше у них общих контактов. Этот факт хорошо соотносится с гипотезой исследования, согласно которой интенсивность обмена информации между двумя людьми зависит от локальной социальной структуры, в которую включены оба индивида, и должна возрастать по мере увеличения числа общих знакомых. Однако из этого очевидного результата следуют весьма неочевидные следствия.
Наиболее сильные информационные связи устанавливаются между людьми, входящими в компактные сообщества, где каждый знает каждого. При этом обмен информацией между отдельными сообществами крайне незначителен: у двух индивидов из разных сообществ крайне мало общих знакомых, следовательно, их связь, как правило, очень слаба. Говорит исследователь Юкка-Пекка Онелла (Jukka-Pekka Onnela): «Мы показали, что социальная сеть организуется таким образом, чтобы обеспечить максимальный информационных обмен внутри отдельных сообществ (физики бы назвали этот уровень мезоскопическим) На уровне же глобальном прохождение информационных сигналов сильно затруднено».
Парадоксальность ситуации заключается в том, что для глобального информационного обмена критическое значение имеют не сильные, а слабые связи. По сути, речь идет о непродолжительных и случайных взаимодействиях между людьми, которые принадлежат к непересекающимся сообществам, то есть не имеют (или почти не имеют) общих друзей и знакомых. При удалении всех слабых связей социальная сеть распадается на ряд изолированных островков. Если же из системы удалить все сильные связи, социальная сеть сохранят свою целостность, по-прежнему обеспечивая сквозную проводимость информационных сигналов.
Полная карта сети социальных коммуникаций
Слева – социальная сеть, из которой удалены слабые связи: она разбивается на множество изолированных участков, обмен информацией между сообществами невозможен. Справа – карта, из которой удалены сильные связи: структура сохраняет сквозную проводимость
Источник: «Популярная механика» по материалам Physorg.Com.