СОРОКИН Питирим Александрович
(1889–1968)

российско-амер. социолог, работавший в России до 1922 г.

С. рассматривал соц. действительность с позиций соц. реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности. Она объективируется в материальных и др. "средствах" и не может быть сведена к физич. реальности, поскольку социокультурные феномены интегрируются своей структурой значений. Социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление;

она охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все три способа познания должны быть использованы в систематич. исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. признавал интуицию как свойство высокоодаренной личности, считая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия.

Многочисленные объединения социокультурных феноменов носят, по С., системный характер. Социокультурные системы самого высокого уровня, сфера к-рых превосходит отдельные об-ва (С. называет их суперсистемами), организуются вокруг фундаментальных предпосылок относительно природы реальности и принципиальных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Главные альтернативы сводятся к трем:

1) реальность воспринимается как непосредственно данная в чувствах ("чувственная" суперсистема); 2) реальность открывается сверхчувственным образом при помощи интуиции (умозрительная, или "идейная", суперсистема); 3) реальность рассматривается как органич. комбинация двух первых ("идеалистическая" суперсистема). Им соответствуют три формы истины – чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная. Согласно С., в различи, периоды истории эти возможные базовые предпосылки, как и соответствующие им суперсистемы, находятся в различи, фазах своего развития, но в любой период истории сосуществуют пять основных культурных систем (язык, этика, религия, искусство, наука), стремящихся в своем выражении реальности к постоянству.

Общая информация

социолог, философ, один из создателей теории социальной стратификации и социальной мобильности. За участие в революционном движении арестован в 1906. С 1909 учился в Петербургском психоневрологическом институте, с 1910 - на юридическом факультете Петербургского ун-та. Один из лидеров партии эсеров. Секретарь Керенского. В 1920 выслан из России. Принял гражданство США /1930/, проф. Гарвардского ун-та, организатор и руководитель факультета социологии. В 1947-1948 создал в Гарварде "Центр по изучению творческого альтруизма". Творческий альтруизм, согласно С., должен спасти человечество. Исторический процесс понимал как циклическое развитие основных типов культуры. Основное причиной социально-культурных изменений является преобразование системы ценностей и значений.

Характеристика воззрений

По мнению русского социолога, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995. С. 152).

Учение

В своей «Системе социологии» (1920) он рассматривал общество как совокупность коллективных единств, связанных между собой разнообразными функциональными отношениями. Положение индивидов определялось ролью и значением тех социальных групп, в которые они входили. Это исключало их социальное нивелирование, усреднение. «В человечестве, - писал Сорокин, - мы не видим ни одной сколько-нибудь численной организованной группы, где не было бы деления на привилегированных и обделённых, ни правителей и управляемых. Против этой фатальности не спасают ни социализм, ни синдикализм, ни демократия, ни коммунизм. Все революции, пытавшиеся водворить равенство, только меняли актёров, но трагедию неравенства всё равно не уничтожали. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Москва.: Наука, 1995. С. 151-152).

Основные работы:

1)Человек, цивилизация, общество. М., 1992;

2)Социологические теории современности. М., 1992;

3)Система социологии. Т. 1–2. М., 1993; 1920

4)Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994;

5)Social And Cultural Dynamics. V. 1-4. N.Y., 1962.

6)Социальная мобильность, 1927

7)Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1911;

8)Проблема социального равенства. П., 1917;