ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич
(1870–1924)

русский соц. теоретик и политолог. Им впервые поставлены нек-рые теоретич., методология, вопросы марксистской теории обва, но в его работах нет законченной, разработанной концепции социологии как науки. В трудах Л. можно выделить три уровня развития марксистской социологии, мысли: во-первых, разработки общей социологии, теории – история. материализма; во-вторых, распространение историко-материалистич. подхода на различи, сферы обществ, сознания, надстроечных явлений; в-третьих, Л. проводил исследования прикладного характера, в ходе к-рых им использовались разнообразные приемы сбора соц. информации – от изучения множества статистич. документов, анкет до, как мы сказали бы сегодня, включенного наблюдения и контент-анализа. Эти приемы использовались Л. и при создании крупных обобщающих трудов в качестве самостоятельного анализа отдельных явлений и процессов в России. Л. была заложена традиция прикладных социологич. исследований, марксистской методологии. Раскрывая материалистич. содержание понятий "соц. группа", "реальная личность" и "соц. действия", Л. сделал важный шаг в развитии социологии. Развивая идеи марксизма, он не только углубил специфич. объективные (роль, условия) и субъективные (интересы) основания вычленения соц. групп как особых соц. систем, но и указал на главный и определяющий признак соц. групп – их принадлежность к определенным соц. классам. По объективным и субъективным основаниям в данном об-ве можно выделить множество соц. групп. Главным же системообразующим признаком при этом является их классовое качество. В трудах Л. охарактеризована принципиальная противоположность между догматич. дедукцией, к-рая выводит конкретное из "простого логич. развития общей истины", и диалектич. методом в социологии, к-рый проверяет общую истину на конкретном, исследует ее в конкретном, уточняет и обогащает при помощи конкретного. Положение Л. о том, что объектом социологии и социологич. исследований являются не интересы и отношения отдельной личности, а интересы и отношения личностей, обладающих сходными соц. характеристиками и осуществляющих свою жизнедеятельность в сходных объективных условиях, интересы и отношения личностей, проявляющихся в их соц. действиях в особых историч. ситуациях, было важнейшим шагом вперед.

Общая информация:

основатель Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства. Поступил на юридический факультет Казанского ун-та, но за участие в студенческом движении был арестован и выслан под надзор полиции. В 1891 г. окончил экстерном Перербургский ун-т. В 1893 г. становится руководителем петербургских марксистов. В 1894 г. написал своё первое крупное произв. - «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В 1895 г. объединил марксистские кружки Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вскоре Л. арестовывают и заключают в тюрьму, затем ссылают в Сибирь. С 1900 г. за границей создаёт первую общерус. марксистскую газету - «Искра». В 1903 г. на II съезде РСДРП была создана партия большевиков. Заслуга Л. состоит в том, что он творчески разработал марксистское учение применительно к новым историческим условиям, конкретизировал его на опыте революций. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) Л. продолжил анализ капиталистического способа производства, данный в «Капитале» Маркса. Л. разработал конкретную программу социалистического строительства в СССР. В 1908 г. он написал своё осн. филос. произв. - «Материализм и эмпириокритицизм», в к-ром дал глубокий анализ новых достижений естествознания. Л. высказал массу ценных мыслей в этом направлении, составляющих целую программу дальнейшей работы над диалектикой («Философские тетради»). В статье «О значении воинствующего материализма» (1922) Л. наметил важные задачи дальнейшего развития марксистской философии. Особенное значение имеют его исследования по вопросам о классах и классовой борьбе, о государстве и революции («Государство и революция»).

Хар-ка воззрений:

Ленин (под псевдонимом В.Ленин) в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» (Москва, 1909) резко обрушился на марксистов, подпавших под влияние Маха и Авенариуса. Он объявил реакционными все философские школы, которые отбрасывают материализм. (Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 484).

Учение:

Диалектика «Диалектика как живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (с философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) - вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с «метафизическим» материализмом, основная беда коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie (теории отражения), к процессу и развитию познания». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 29. М., 1963. С. 321-322).

Идеализм «Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, ьberschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из чёрточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествлённый. Идеализм есть поповщина. Верно. Но идеализм философский есть («вернее» и «кроме того») дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания (диалектического) человека». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 29. М., 1963. С. 322).

Познание «Познание человека не есть (respective не идёт по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведёт тогда в болото, в поповщину (где её закрепляет классовый интерес господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот) гносеологические корни идеализма. А у поповщины (=философского идеализма), конечно, есть гносеологические корни, она не беспочвенна, она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного, человеческого познания». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 29. М., 1963. С. 322).

Материя «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 18. М., 1961. С. 131). «Мир есть движение этой объективной реальности, отражаемой нашим сознанием. Движению представлений, восприятий и т.д. соответствует движение материи вне меня. Понятие материи ничего иного, кроме объективной реальности, данной нам в ощущении, не выражает. Поэтому оторвать движение от материи равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира, т.е. перейти на сторону идеализма». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 18. М., 1961. С. 283).

Две школы в философии «За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертской схоластики, всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир - и считать вторичным сознание, дух, ощущение (- опыт, по распространённой в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря». (Полн. собр. соч. Изд. 5. Т. 18. М., 1961. С. 356).

Основные работы:

1.Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В. И. ПСС, т. 1;

2. «Развитие капитализма в России» (1899)

3.«Что делать?» (1902)

4.«Империализм как высшая стадия капитализма» (1916)

5.«Государство и революция» (1917)

6.Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч.: В 55 т.Т. 18;

7.Философские тетради. Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 29;

8.О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч.: В 55 т. Т. 45.