ЛАВРОВ Петр Лаврович
(1823–1900)

русский социолог и философ. Социология, по Л., теснейшим образом связана с историей. Предмет первой – формы проявления солидарности в об-ве, предмет второй – прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологич. наблюдению подлежат: 1) "животные об-ва", в к-рых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) обществ. идеалы как основа солидарности и справедливого об-ва; 4) практич. задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Социолог должен практиковать субъективный метод, т. е. уметь стать на место страждущих членов об-ва, а не бесстрастного постороннего наблюдателя обществ, механизма. Понимание об-ва воплощено в теории прогресса Л. Ведущей силой, "органом прогресса является личность, характеризующаяся критич. сознанием, стремлением к изменению застывших обществ. форм". В качестве побудительных причин деятельности человека Л. называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критич. личностей начинается историч. жизнь человечества. Л. намечает следующие фазы борьбы за прогресс в об-ве: появление отдельных провозвестников новых идей; открытое выступление против царящего зла героич. одиночек – эпоха мученичества и жертв; организация партии, позволяющей одиноким критически мыслящим личностям превратиться в реальную силу путем завоевания на свою сторону "неизбежного союзника", "реальной почвы партии" – широких народных масс. С 80-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Л. начинает рассматривать личность и как члена "коллективного организма". В связи с этим меняется и трактовка соц. прогресса, понимаемого не только как рез-т деятельности критически мыслящей личности, но и как "усиление и расширение обществ, солидарности", достижение к-рой во всех сферах обществ, жизни – экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности – "единственная возможная цель прогресса".

Общая информация

философ и социолог, революционер, теоретик народничества. Окончил Петербургское артиллерийское училище /1842/, в 1858 получил звание полковника. Сблизился с Чернышевским и Михайловским, вступил в революционную организацию "Земля и воля". В 1866 арестован и сослан, однако в 1870 ему удалось бежать за границу. Л. вступил в Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне. Редактировал "Вестник народной воли", вместе с Г.В.Плехановым издавал "Русскую социал-демократическую библиотеку". Отвергал метафизику, был позитивистом в философии, использовал субъективный метод в социологии. Отстаивал необходимость тщательной подготовки революции.

Характеристика воззрений

"И вот, с половины 60-х годов к позитивизму, под влияние которого в третьем периоде подпал ранее всех, по- видимому, П. Л. Лавров, стали присоединяться и некоторые ярые материалисты, как, например, Д. И. Писарев, который сначала выступал решительным материалистом, а с 1865 г. явно перешел на сторону позитивизма". (Введенский А.И. Судьбы философии в России. //Введенский А.И. и др. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 58)

Учение

Объективность бытия

.«Мы имеем реальную причину полагать, что внешность существует независимо от нашей мысли, что, напротив, наше сознание есть продукт внешних процессов, что внешность существовала задолго до начала процесса нашего сознания и будет существовать долго после его прекращения».(Лавров П.Л. Философия и социология. М., 1965. С. 479).

Задачи философии.«Философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия».

Основные работы:

1.Философия и социология. Избранные произведения. Т. 1–2. М.,.1965.

2.Исторические письма, 1880

3.Социологи-позитивисты, 1882

4.Знание и революция, 1874

5.Кому принадлежит будущее, 1874

6.Введение в историю мысли, 1874

7.О методе в социологии, 1874

8.Теория и практика прогр., 1881

9.Государственный элемент в будущем обществе

10.Задача понимания истории, 1898