ДЕ РОБЕРТИ ДЕ КАСТРО ДЕ ЛА СЕРДА Евгений Валентинович
(1843–1915)

русский социолог и философ. Центральным понятием социологии Д.Р. является понятие надорганического, рассматривавшееся, с одной стороны, как высшая – соц. – форма проявления мировой энергии, а с др. – как продукт психич. взаимодействия. Надорганическое в своем развитии проходит две стадии: стадию сравнительно простых психофизич. отношений, представляющих исходный пункт социальности (зачатки "животной обществ.", общение первобытных людей), и высшую стадию – стадию психологич. взаимодействий, обнимающую огромное количество историч., т. е. обществ., процессов и фактов, к-рые Д.Р. подразделяет на 4 большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практич. деятельность, или поведение, к-рое, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологич. взаимодействие и стать основой его теории "четырех факторов цивилизации". В выделении мыслительной стороны в качестве определяющего элемента психологич. взаимодействия, т. е. в подчинении развития об-ва научн. идеям, – особенность производимого Д.Р. сведения соц. к психологическому. Обществ, жизнь Д.Р. выводит из коллективной психологии, а высшей формой общественности и конечной причиной соц. оказывается для него психологич. взаимодействие групп.

Русский философ и социолог, которого современники называли «пламенным позитивистом», был к тому же сторонником «почетного компромисса» всех школ позитивизма. Сам он последовательно прошел все стадии эволюции социологического позитивизма, начиная с О.Конта до новейших в те времена форм - энергетизма, махизма и т.п. Де Роберти выступал с позиций «социального психизма», напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э.Дюркгейма, который признавал его влияние. Резко негативно относился к неокантианству и частично - марксизму, посвятив анализу социологии К.Маркса специальную статью.

Де Роберти был воспитанником Александровского лицея, по окончании которого продолжил обучение в ряде зарубежных университетов. Он известен как один из основателей русской социологии, идеи которого подвергались критике со стороны других ее пионеров, в частности, П.Лаврова. Кроме того, известность ему принесла и деятельность организаторского толка: вместе со своим другом М.Ковалевским Де Роберти принимал участие в создании Русской Высшей школы общественных наук в Париже и первой отечественной социологической кафедры в Психоневрологическом институте, в которых он читал курсы. После цензурных запретов (глава Св.Синода К.Победоносцев потребовал двойной цензуры, светской и духовной, для сочинений Де Роберти) он надолго перебрался в Париж, где стал членом местного общества социологии, активно сотрудничал в позитивистских журналах. Де Роберти принимал участие в первых пяти мировых конгрессах социологии, много печатался по проблемам современной философии, этики и социологии на французском языке. Работы Де Роберти внимательно рецензировались в русской печати, некоторые переводились - «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909), «Понятия и законы вселенной» (1914). К сожалению, наиболее интересная работа «Социология действия» (1908), демонстрирующая его близость к идеям Э.Дюркгейма и Л.Драгченко, так и не была переведена. По своим политическим взглядам Де Роберти - кадет умеренного толка. Самодержавный деспотизм он расценивал как варварство, предлагая самодержавию вместиться в жесткие конституционные рамки.

Общественная жизнь (или «надорганическое» явление), по Де Роберти, есть особое проявление мировой энергии - «социальный психизм», который конкретизируется в огромном многообразии психических взаимодействий людей, среди них наиболее важными являются «социальные действия», придающие системность, организованность и законосообразность «надорганическому». Истинное знание этих характеристик - путь к успешному предвидению и рациональным социальным реформам, блокирующим стихийные процессы. Основным социологическим законом Де Роберти считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов «надорганического»: знания, как исходной функции социального (или коллективного психического опыта); мировоззрения (философии, религии), как функции знания; искусства, как функции мировоззрения и практической деятельности (экономики, политики, технологии и т.п.), как функции всех ранее перечисленных видов. В свете этих зависимостей он ставил множество конкретных вопросов - о технике, творчестве, любви, свободе, личности и т.п. «Социальный психизм» пронизывает все его теоретические построения, с позиций этого принципа Де Роберти настойчиво защищал социологический монизм идеалистического толка. В последние годы он стал сводить общую социологию к этике, на том основании, что этические нормы универсальны и обнаруживаются во всех общественных отношениях. Всегда и повсюду переход от морального к социальному выступает как переход от равного к равному и законы их развития совпадают, констатировал он, поскольку любые общественные явления, начиная с трудовых, хозяйственных и далее - государственных, политических, научных, эстетических, семейно-бытовых имеют нормативную структуру, простейшей (и одновременно - наиважнейшей) моделью которых выступает действие людей, выполняющих требование моральной нормы. Взгляды Де Роберти оказали большое влияние на представителей российского неопозитивизма (П.Сорокин, А.Звоницкая), кстати, сам он является автором этого термина.

Основные работы:

1.Политико экономические этюды. СПб.: Тип. А.М.Котомина. 1869;

2.Наша социология // СПб. Ведомости. №№ 3, 4, 19, 33, 58, 125. 1873;

3.Социология. СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича. 1889;

4.Прошедшее философии: опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли. М.: Тип. В.В.Исленцева. 1886; тт. 1-2;

5.Нравственность и политика // Социальная мораль. Статьи профессоров свободной школы социальных наук в Париже. СПб.: Типо-лит. Бусселя. 1901;

6.К оценке основных предпосылок социологической теории Карла Маркса // Социология. Пг., 1917;

7.Новая постановка основных вопросов социологии. М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина. 1909;

8.Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии // Вестник Европы. 1912. № 12;

9.Современное состояние социологии // Новые идеи в социологии. СПб., 1913. сб.1;

10.Социология и психология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. сб. 2.

11.Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909;

12.Энергетика и социология // Вестник Европы. 1910, № 3, 4.

13.Прошедшее философии, 1886

14.Философия и ее задачи в ХХ веке, 1915