БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
(1871-1944)

философ, теолог и экономист. В 1923 эмигрировал из России. От легального марксизма который Булгаков пытается соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Участник сборника «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Вслед за Вл. Соловьевым считал своей центральной задачей обоснование целостного христиансткого мировоззрения. Булгаков развил учение о Софии – «премудрости Божьей», которая проявляется в мире и человеке, делая их причастными к Богу.

Общая инф-я:

философ, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Моск. ун-та /1896/. С позиций легального марксизма критиковал народников. Книга "От марксизма к идеализму" /1903/ знаменует переход Б. от экономического материализма к идеализму и православию. Проф. политэкономии в Киевском /1901-1906/ и Моск. /1906-1916/ ун-тах. В 1918 принял священнический сан. Эмигрировал в 1923. С 1925 по 1944 - проф. догматики и декан русского Богословного института в Париже. Развивал концепцию всеединства, центральное место в которой принадлежит идее боговоплощения - внутренней связи Бога и созданного им через посредство Софии /Премудрости Божьей/. Б.- автор двух трилогий :1)"Купина Неопалимая"/1927/, "Друг Жениха" /1927/, "Лестница Иакова" /1929/; 2) "Агнец Божий" /1933/, "Утешитель" /1936/, "Невеста Агнца" /1945/. Посмертно вышли "Апокалипсис Иоанна" /1948/ и "Философия имени" /1953/.

Хар-ка воззрений:

"Если в "Двух градах" С.Булгаков относится к Федорову с некоторой осторожностью икритикой, то теперь он его провозглашает глубочайшим мыслителем и восторгается тем, чтодо Федорова никто не помышлял о возможности таких достижений, "как трудовоевоскрешение мертвых, хозяйственное воспроизведение и возвращение жизни"". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991.С. 145)

Учение:

Интеллигенция

«Нет слова более непопулярного в интеллигентской среде, чем смирение, мало найдется понятий, которые подвергались бы большему непониманию и извращению, о которые так легко могла бы точить зубы интеллигентская демагогия, и это, пожалуй, лучше всего свидетельствует о духовной природе интеллигенции, изобличает ее горделивый, опирающийся на самообожание героизм».

(Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М., 1991.С. 54).

Религиозная истина

Религиозная истина универсальна, т. е. кафолична, сообразна с целым, а не с частностями; по внутреннему ее устремлению, в истине все обретаются как один, или один во всех: "Возлюбим Друг Друга, да единомыслием исповедимы". Соборное провозглашение истин веры вытекает из единения в целокупной и целокупящей истине: здесь решает не большинство голосов (даже если внешне оно и применяется как средство обнаружения мнений), но некоторое жизненное единение в истине, вдохновение его, приобщение ей. (Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1917. С. 55).

Пути религиозного сознания

Можно различать три пути религиозного сознания: богопознание more geometriko, ИЛИ analitiko, more naturale, ИЛИ mystiko, и more historiko, или empirio, - отвлеченное мышление, мистическое самоуглубление и религиозное откровение, причем первые два пути получают надлежащее значение только в связи с третьим, но становятся ложны, как "только утверждаются в своей обособленности. (Там же. С. 151).

Бог

Бог рождается с миром и в мире, incipit religio. Отсюда начинается возможность определений Бога как имманентно-трансцендентного, выступившего из своей трансцендентности и абсолютно своего монизма в имманентность и некий дуализм. Здесь начинается возможность богопознания и богообщения; открывается область "положительного богословия"; проявляется необходимость догмата и мира. (Там же. С. 102).

Обожение

Мир и человек обожаются не по силе тварной божественности своей, но по силе "благости", изливающейся в мировое лоно: человек может быть богом, но не по тварной своей природе, а лишь "богом по благодати" (по известному определению отцов Церкви). (Там же. С. 150).

Творец и творение <Р> Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном смысле нельзя говорить о Его бытии. Творя мир, Бог тем самым и Себя ввергает в творение, Он сам Себя как бы делает творением. (Там же, С. 193).

Акт творения мира осуществляется созданием в Начале неба и земли, образованием в Софии двух центров. (Там же. С. 239).

Природа слова

Слово есть мир, ибо это он себя мыслит и говорит, однако мир не есть слово, точнее не есть только слово, ибо имеет бытие еще и металогическое, бессловесное. Слово космично в своем естестве, ибо принадлежит не сознанию только, где оно вспыхивает, но бытию, и человек есть мировая арена, микрокосм, ибо в нем и через него звучит мир, потому что слово антропокосмично и, скажем точнее , антропологично. (Булгаков С.Н. Философия имени. Париж. 1953. С. 23-24)

Освобождение личности

Эта общая задача - эмансипация личности - дается религией и есть в этом смысле религиозная истина абсолютного характера. Но для своего постепенного исторического осуществления она требует относительных исторических средств, которые указываются обстоятельствами и меняются вместе с последними. Средства эти должны быть найдены разумом, согласно указаниям научного опыта, и нахождение это составляет задачу общественной науки. (Булгаков С.Н. В кн.: Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 35).

Эпоха гуманизма

Всемирно-историческое удаление блудного сына из дома отца, эпоха гуманизма, в течение которой человечество испытывает свои силы и делает отчаянную попытку устроиться и прожить без Бога, имеет свой смысл и свою необходимость. В устроении Царства Божия, которое есть процесс богочеловеческий и основывается на самодеятельном усвоении человечеством божественного содержания жизни, необходимо свободное развитие чисто человеческой стихии, проба сил на стороне; поэтому гуманистический, внерелигиозный, даже антирелигиозный период исторического творчества необходим для богочеловеческого дела. (Там же. С. 72).

Философия, религия, искусство

Для идеалистического иллюзионизма ("трансцендентализма") задача философии исчерпывается логической обработкой предельных понятий опыта и проблемами теории познания. В таком смысле философия объявляется наукой и, конечно, она лишена в качестве таковой особых национальных черт. Но философия имеет и иные, творческие, задачи, сближающие ее с религией и искусством. Она стремится к построению целостного мировоззрения, которое имеет в своей основе своеобразное мироощущение. Она также питается мистическими корнями бытия, и в ее творчестве неизбежно проявляется и качественно определяется национальная индивидуальность. (Там же. С. 192).

Опыт добра и зла

Новая история не удалась, но именно этой неудачей, углубленным опытом добра и зла, подготовляется общий кризис истории и мироздания. (Булгаков С.Н. Свет Невечерний. С. 369).

Основные работы:

1.Философия хозяйства, 1912

2.Два града. М., 1911.

3.Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.

4.О Богочеловечестве. Т.1-3. Париж, 1933-1945.

5.Философия имени. Париж, 1953.

1. Капитализм и земледелие: В 2 т. СПб., 1900. 2. От марксизма к идеализму: Сб. статей (1890 - 1903). СПб. , 1903. 3. Два града. Исследования о природе общественных идеалов: Сб. статей: В 2 т. М., 1911. 4.Философия хозяйства. М., 1912. 5. Церковь и социальный вопрос; Христианство и социализм // Христианский социализм: С.Н.Булгаков. Новосибирск, 1991. 5. Христианство и социализм. М., 1917. 6. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917. 7. Тихие думы: Из статей 1911 - 1915 гг. М.1918. 8. На пиру богов (Pro и contra): Современные диалоги. София, 1921. 9. Святые Петр и Иоанн. Два первоапостола . Париж, 1926. 10. Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927; Вильнюс, 1990. 11. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. Париж, 1931. 12. О Богочеловечестве: В 3 ч. Ч. 1.Париж, 1933. Ч. 2.Париж, 1936. Ч. 3. Париж, 1948. 13.Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; М., 1991. 14. Философия имени. Париж, 1953. 15. Православие. Очерки учения Православной церкви. Париж, 1965; М., 1991. 16. Философия хозяйства. М., 1990.