С.Белановский. Метод интервью в исследованиях экономических процессов

2. НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

2.2. Социальные конфликты в армии

2.2.3. Дедовская статусная система.

Существует распространенная точка зрения, согласно которой дедовщина — это негативное явление, которое разрушает структуру армии, разъедает воинские коллективы, а основная причина ее существования заключается в отсутствии контроля со стороны офицеров. Правильным в этой точке зрения является то, что дедовские отношения возникают как следствие эрозии уставного порядка. Однако, как было сказано выше, уставная статусная система при существующих ныне условиях прохождения срочной службы не располагает адекватной системой стимулов и вследствие этого не может быть воплощена в жизнь. Сказанное означает, что дедовщина — это функциональное следствие невозможности реализовать уставной по рядок в подавляющем большинстве воинских частей.

Дедовская статусная система основывается, как известно, на подчиненности молодых военнослужащих старослужащим, то есть тем, кто был призван в армию раньше и прошел в ней больший срок службы. Дедовской социальный порядок также имеет специфический набор ПОЗИТИВНЫХ и негативных стимулов. На первый взгляд кажется, ЧТО негативные стимулы, а именно физические меры воздействия, в нем доминируют, однако надо иметь в виду, что позитивным стимулом, по-видимому возможность консолидации молодых военнослужащих против дедов, является наличие у первых перспективы продвижения в статусе по мере прохождения срока службы. Конкуренция между уставной и дедовской статусными системами находит свое отражение в конкуренции статусов ключевых фигур этих систем: сержантов и дедов. Как показали исследования, в реальной казарме статус рядового деда гораздо выше статуса только что пришедшего из учебки молодого сержанта. Даже если такой сержант станет командиром отделения, в котором числится рядовой—дед, командовать им сержант не сможет. В этой широко распространенной ситуации видно, как статус деда из дедовской системы вступает в противоречие со статусом сержанта из уставной системы и берет над ним верх.

В типичной воинском части с доминирующим дедовским порядком существует шесть страт, принадлежность к которым однозначно определяется сроком призыва на военную службу. Внутри этих страт существуют свои статусные системы, или ролевые позиции, которые ниже будут описаны.

Первая страта.

К первой страте относятся только что призванные солдаты, еще не принявшие присяги. На солдатском жаргоне их именуют: “чайники”, “черепа”, “духи”, “мамонты”. Наименования не унифицированы и зависят от дедовских традиций части. Их положение находится на самом нижнем ранге шкалы престижа. Их полностью игнорируют. Ни прав, ни обязанностей в этом статусе еще нет. В этом положении они пребывают от двух недель до полутора месяцев. Дифференциация на ролевые позиции в этой страте отсутствует.

Вторая страта.

Солдат после присяги называют “бичи”, “салабоны”, “самцы”, “молодые”, “сынки”, ‘зеленые”. Здесь происходит автоматическое определение их обязанностей (права по—прежнему отсутствуют). Это очень важный период, когда от поведения молодых людей во многом зависит их положение в данной страте и последующее отношение к ним самим. Помимо своих основных обязанностей, “молодые” выполняют повседневные обязанности старослужащих. Кроме того, они обязаны исполнять их поручения и требования, не имеющие отношения к основной службе. Если “молодой” “шарит”, то есть соглашается с обязанностями своего положения, это создает ему определенное признание среди военнослужащих следующих страт (разновидность одобрения). Если он “возбухает”, то есть пытается сопротивляться, его наказывают.

“Молодые” дифференцируются следующим образом.

1. “Исполнители” — наиболее адаптированный тип. Это люди, по традиции, принимающие (хотя бы внешне) существующий порядок, способные гнуться, но не ломаться. По своим психологическим качествам это достаточно сильные, хорошо социализированные люди. Они осознали положительные стороны системы, где движение осуществляется аскриптивным путем, то есть определяется временем прохождения службы, и дожидаются дня, когда можно будет проявить власть, которую им дадут. В солдатском просторечии это формулируется так: “полгода пропашешь, полтора протащишься, а потом гуляй”.

2. “летуны” — плохо адаптированный тип. Это либо те “исполнители”, кто переусердствовал в подчинении; либо те, кто сначала сопротивлялся, но не выдержал избиений и “сломался”; либо, наконец, те, кто особо выделялся из общей массы (например, бывшие панки, хиппи и т.п. Иногда сюда попадают “исполнители” в результате неожиданного бунта, который, как правило, кончается для них крайне плачевно.

По своим психологическим характеристикам в “летуны” попадают обычно мягкотелые новобранцы, которые не могут определить линию поведения и кидаются из крайности в крайность: то беспрекословно выполняют все требования высших статусов, то вдруг начинают сопротивляться, но быстро “сламываются”.

Два описанных выше типа наиболее многочисленны и являются как бы ядром страты “молодых’. На ее полюсах находятся крайние ТИПЫ: “борзые” и “стукачи”.

3. “Борзые” — это те, кто, невзирая на избиения, отказываются подчиниться дедовским порядкам. “Борзым” приходится очень тяжело в первом периоде, потому что их наказывают за сопротивление. Там, где дедовщина ужесточается, их “сламывают”. Если же у них хватает сил выдержать моральный и физический прессинг со стороны старослужаших, их порой оставляют в покое, и они приобретают определенную свободу действий.

4. “Стукачи” Тип “стукачей” близок к “летунам” по своим психологическим качествам: их характеризуют слабый характер, отсутствие силы воли. Это те, кто, испугавшись побоев или проявив необоснованную веру в силу уставного порядка, хотя бы один раз имел неосторожность пожаловаться на кого—то командирам. Эти люди немедленно становятся “стукачами” и остаются ими до конца службы. В “стукачи” могут попасть и некоторые из “исполнителей”. “Стукачей” в подразделении обычно немного, и находятся они на положении отверженных. В лучшем случае с ними не разговаривают и сваливают на них самую грязную работу (уборка казармы и туалета). Ударить и избить “стукача” считается в порядке вещей не только для старшего, но и для младшего призыва. Там, где на армейские традиции наложились уголовные (стройбаты), происходит “опускание” “стукачей” (обычно  изнасилование). “Опущенные” все два года службы выполняют роль пассивных гомосексуалистов. Срок службы не имеет для них никакого значения: их обязанности остаются прежними при отсутствии всяких прав.

Третья страта.

Переход в третью страту происходит спустя первые полгода службы, когда в ВОИНСКУЮ часть прибывают новобранцы следующего призыва. Имена для представителей третьей страты: “черпаки”, “подгодки”, “карася “бобры”, “гуси”, “пингвины”, “соловьи”. Здесь сохраняются роли предыдущего периода, но солдаты (кроме “стукачей”), получают право заставлять работать вместо себя солдат первого полугодия службы. Часто это право вменяется им в обязанность, потому что наказание кого—либо не везде считается престижным занятием, и деды им, как правило, не занимаются. Избиение “молодых” вознаграждается уважением. Отказ бить (есть люди, для которых это неприемлемо) рассматривается как тяжелое нарушение — посягательство на установленный порядок. Если человек отказывается вести себя в соответствии с требованиями данного статуса, его не переводят в следующий. Если некоторые “исполнители” и даже “борзые” не в силах выполнить эту обязанность, они могут стать “летунами”.

Четвертая страта.

Следующая перемена наступает через год после начала службы и несет в себе серьезные ролевые изменения, став “дедками”, “годками”, “фазанами”, солдаты получают все права, которых они были лишены на первом году службы. Одновременно с них снимаются все обязанности. Это второе после призыва серьезное испытание для психики проходящих службу молодых людей.

На данном этапе происходит переструктурирование системы социальных ролей. Неизменной остается только одна роль — “стукача”. Роли “борзых”, “летунов”, “исполнителей” исчезают, зато по являются новые. Условно назовем их “умеренными”, “садистами”, “независимыми” и “отверженными”. Механизм переструктурирования здесь не совсем ясен. Можно описать лишь вероятностные траектории изменений.

Названные четыре типа характеризуются следующими чертами:

1. “Умеренные” — это, так сказать, классический и наиболее “функциональный” тип старослужащего. Именно на нем держатся функциональные стороны дедовского порядка в армии, о которых будет сказано ниже. Этот тип осуществляет принуждение по отношению к “молодым”. На нем, по сути дела, держится дисциплина в армии. Применяя насилие, старослужащий этого типа часто бывает жестоким, но все же жестокость и издевательства не являются для него ни самоцелью, ни источником сладострастия. По нашему мнению, тип “умеренных” формируется главным образом из “исполнителей”, которых мы охарактеризовали как наиболее адаптированный тип в первом полугодии службы. Вместе с тем, как уже было сказано, строгой закономерности здесь нет.

2. “Садисты” — это наиболее активные деды, которые отличаются от “умеренных” особой жестокостью в организации физических и моральных издевательств над “молодыми” и получением от этого своего рода сладострастного удовлетворения. В частях, где дедовские отношения характеризуются наибольшей жесткостью, садистские действия могут приобретать сексуальную окраску в форме гомосексуализма и других извращений. Создается впечатление, что “садисты” — это относительно немногочисленная группа, однако именно они определяют степень жестокости дедовских отношений в части. На первом полугодии службы практически невозможно предсказать кто из ‘молодых” станет “садистом”. Ими могут стать как некоторые из “исполнителей”, так и некоторые из “летунов” (последние стремятся путем применения насилия компенсировать свое прежнее непрестижное положение). Бывает, что “садистами” становятся некоторые “борзые”, которые не признавали никакого насилия над собой, но, в новом положении, охотно применяют его к другим.

3. “Независимые” — это те солдаты, кому претит вся система дедовских отношений и кто отказывается принимать в ней участие. Для реализации такой линии поведения требуется известное мужество, поскольку насилие над “молодыми” — это не только право, но и обязанность старослужащего, проявление им лояльности по отношению к своей страте. “Независимыми” часто становятся “борзые”, то есть те, кто проявил стойкость на первом этапе своей службы и принципиально не желает пользоваться привилегиями старослужащих на последующих ее этапах. “Независимые” как бы выпадают из дедовской иерархии: деды с ними не дружат, но и не трогают их.

4. “Отверженные” — это упоминавшиеся выше “стукачи”, “опущенные” и некоторые “летуны”, которые прежде чрезмерно подличали либо не сумели сориентироваться в изменившейся обстановке. “Отверженные” — это те солдаты, которым отказано в праве перейти в новый статус. Они остаются по своему статусу наравне с “молодыми” или даже ниже их до конца службы.

Пятая страта.

За шесть месяцев до увольнения в запас солдаты становятся “стариками” или “дедами”. Главное их отличие от предшествующей страты заключается в том, что деды максимально устраняются от всех армейских дел, включая зачастую также и неуставные отношения. Они продолжают ходить в караул, нести наряды, но никакими бытовыми делами не занимаются. Это своеобразные рантье, пожинающие плоды чужого труда, которым они даже не руководят. “Пашут” на них “молодые” и “черпаки”, руководят “фазаны”. Поскольку лично избивать “молодых” дедам становится непрестижно, эта обязанность в значительной мере перекладывается на третью и четвертую страты. В связи с отстранением от дел (по крайней мере частичным) у дедов стирается разница между описанными выше типами “умеренных”, “садистов” и “независимых”, и только “отверженные” остаются теми, кем они и были — “отверженными”.

Шестая страта.

После опубликования приказа Министра обороны о демобилизации отслужившего свой срок призыва солдаты становятся “гражданами” или “дембелями”. В таком состоянии перед отъездом из части они пребывают несколько недель. По выражению одного из интервьюируемых — это люди, как бы случайно надевшие военную форму. Они не занимаются боевой подготовкой, не ходят в наряды, не несут караулов, часто — не подчиняются офицерам. Не меняется лишь положение “отверженных”. Даже в день увольнения их могут отправить мыть туалет солдаты из низших статусов.