С.Белановский. Метод интервью в исследованиях экономических процессов

1. ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

1.4. Ведение интервью в пределах “зоны компетентности” респондента

Выше зона компетентности была определена как совокупность представлений опрашиваемого, которая сформировалась под непосредственным влиянием его практической деятельности и личного жизненного опыта; в некоторых случаях существенную роль в формировании таких представлений может играть своего рода наставничество со стороны старших по возрасту или более опытных людей. В принципе в зону компетентности в зависимости от сферы деятельности респондента могут попадать навыки, умения и представления из различных отраслей знания, но нас в данном случае интересуют в первую очередь наблюдения (порой обладающие высокой степенью обобщения) о поведении людей и их мотивах, а также об особенностях функционирования экономического объекта, в рамках которого респондент осуществлял свое наблюдение.

Одна из главных задач интервьюера, ориентированного на заимствование знаний из зоны компетентности респондента, заключается в том, чтобы очертить ее границы, фиксировать каждый случай выхода за пределы этой ЗОНЫ и уметь направлять беседу в цент реальные ее области. При выполнении этой задачи следует иметь в виду, что многие лица вообще не обладают зоной компетентности по интересующему исследователя вопросу. Следовательно, первым шагом в исследовании должен быть правильный выбор респондентов.

Принципы выбора респондентов в исследованиях, ориентированных на получение достоверного знания, кардинально отличаются от более привычных социологам методов отбора респондентов для выяснения мнений[3]. какую бы социальную проблему мы ни взяли (неэффективность производства, распад семей, молодежная преступность и т.д.), мнением по этим вопросам обладает практически каждый член общества, что и предопределяет принцип случайной выборки респондентов. Что же касается знаний респондентов о причинах этих явлений, то ими могут располагать лишь лица, обладающие личным социальным опытом в указанных сферах, т.е. лично работавшие на производстве, пережившие либо близко наблюдавшие разводы, или находившиеся в близком контакте с молодежной преступной шайкой. Итак, в исследованиях, ориентированных на получение достоверного знания, респондентами могут быть только те лица, которые лично пережили либо были близкими свидетелями ситуаций, являющихся предметом исследования. Далее, отвечающие критерию личной включенности респонденты могут отличаться по своему “качеству”, т.е. по уровню рефлексии интересующих исследователя проблем. Уровень рефлексии зависит, по—видимому, от трех факторов: от индивидуальной способности к рефлексии, от степени мотивационного вовлечения респондента в исследуемую ситуацию (чем более мотивационно значимой для респондента является тема интервью, тем выше оказывается степень его рефлексии по данному вопросу) и от характера взаимодействия респондента с социальной реальностью. Механизм действия третьего фактора, названного здесь характером взаимодействия с реальностью, требует пояснения. По определению известного психолога Курталенина, реальность есть то, что оказывает сопротивление воле и намерениям человека. В соответствии с этим чем сильнее “сопротивляется” исследуемая реальность, тем больше трудовой энергии и творческих способностей должен проявить человек для того, чтобы успешно справиться с ситуацией. Если в качестве при мера взять сферу общественного производства, то чем более сложной и напряженной является трудовая функция работников, тем больше вероятность того, что интервьюер обнаружит среди них значительное число незаурядных по своим деловым и личностным качествам людей. Беседа с подобными людьми часто производит сильное впечатление на исследователя и может способствовать значительному углублению его профессиональных знаний. Обратная картина наблюдается в тех случаях, когда работа опрашиваемого не связана с высокой деловой ответственностью. Зона компетентности большинства работников в этом случае резко сужается, в результате чего интервью делается кратким и неинтересным.

Следует подчеркнуть, что работник, не имеющий интереса к своей работе бi поэтому практически нулевой зоной компетентности по производственным проблемам, может иметь обширные зоны компетентности по каким—то иным глубоко затрагивающим его вопросам. Такими вопросами могут быть, например, различные хобби, увлечения, а также личные, семейные и бытовые проблемы. Автору данной книги однажды довелось убедиться, что пожилая женщина, работавшая на низовой должности в отделе заводоуправления и практически ничего внятного не сказавшая о работе своего подразделения, неожиданно высказала чрезвычайно интересные мысли о причинах широкого распространения разводов среди молодых семей.

В ходе интервью интервьюер должен иметь в виду, что предполагаемая зона компетентности респондента часто не вполне совпадает с фактической. В связи с этим особым этапом или особой проблемой интервью данного типа должно стать очерчивание реально существующей в сознании респондента зоны компетентности. Большой ошибкой будет в этом случае фокусировка интервью на заранее заданном предмете беседы. На стадии фокусированных интервью проблематика исследования всегда должна быть открытой для включения в нее новых релевантных тем. Иногда, как показывает имеющийся опыт, реальная проблематика оказывается шире, чем заранее заданная тема исследования, либо у темы неправильно сформулирован проблемный фокус. В связи с этим основная задача интервьюера заключается не столько в получении ответа на определенный Вопрос, сколько в выявлении и очерчивании границ зоны компетентности респондента, многие характеристики которой заранее не известны. думается, что в решении этой задачи интервьюеру может помочь предлагаемая ниже система понятий, хотя и не строго операциональных, но достаточно ясных по смыслу и способствующих лучшей ориентации.

Глубина компетентности — степень осознания и осмысления респондентом своего практического опыта, его способность четко фиксировать причинно—следственные связи между наблюдаемыми явлениями широта компетентности — широта охвата СОЦИ явлений, относительно которых респондент способен высказывать компетентное мнение.

Описанные качества широты и глубины компетентности во Многом зависят от уровня образования опрашиваемого, степени СГО начиитанности, культурного уровня и т.п. Однако в не меньшей, а может быть, и в большей степени формирование указанных качеств определяется важностью для человека той или иной сферы деятельности. широкие и глубокие зоны компетентности следует искать на пересечении двух ЛИНИЙ: с одной стороны, человек должен быть в не— посредственном контакте с соответствующей сферой, а с другой — эта сфера должна быть предметом его заботы, интереса или ИНОЙ сильной мотивации.

Граница компетентности — грань, за которой респондент не может высказывать компетентные мнения и вынужден обычно незаметно для самого себя достраивать свои рассуждения представлениями, заимствованными из зоны некомпетентности. В качестве примера та кого достраивания можно привести высказывание работника промышленного министерства относительно причин низкой эффективности отечественного производства (1989 г.): “Если рабочий пьяница и прогульщик, то ему все равно выплачивают среднюю заработную плату, потому что у него, видите—ли, трое детей”. Каждый, КТО хорошо знал производственную обстановку на советских предприятиях, мог бы подтвердить, что пьяницам и даже прогульщикам действительно нередко выплачивали среднюю заработную плату, но происходило это вовсе не потому, что администрация предприятий жалела детей этого работника. следует зафиксировать, что интервью в целом было дано работником министерства на высоком профессиональном уровне и содержало немало ценной информации, но в приведенном выше суждении респондент как бы “выскочил” за пределы зоны своей компетентности и высказал довольно расхожее и в то же время неправильное мнение.

Приведенный выше пример интересен еще в одном отношении. Работник министерства, о котором идет речь — сам бывший производственник и, казалось бы, он не должен был высказываться по данному вопросу столь банально, Причина этого противоречия — своего рода эффект забывания собственного предшествующего опыта при смене социальных ролей, о котором будет сказано ниже.

центры концептуальной структуризации представляют собой наиболее продуманную и логически упорядоченную часть наблюдений респондента. зачастую такие концепции по своей логической проработке не уступают научным и могут быть непосредственно включены в систему научного знания. В любом случае они представляют большой интерес для исследователя, который должен уметь их распознавать и фиксировать в ходе интервью.

По нашему мнению, заимствование концептуальных наработок обыденного знания явственно прослеживается в работах известных индустриальных социологов (Э.Мэйо, Ф.Херцберга и др.), хотя трудно сказать, в какой мере они сами осознавали этот аспект. Насколько можно судить, элемент такого заимствования очень велик в военной социологии* и, возможно, в ряде других отраслей знания. Надо еще отметить, что заимствования такого рода вовсе исключительной прерогативой социальных наук. Известно, что многие индустриальные технологии берут свое начало от “бытовых”, доиндустриальных. Другая близкая аналогия — это профессиональная обработка многими поэтами и композиторами элементов фольклора. С нашей точки зрения, в социологии сложилось неоправданное пренебрежение к обыденному знанию, которое рассматривается исключительно как объект исследования, трансляция компетентного знания из обыденного в научное при этом все равно происходит, но медленно, неэффективно и с искажениями.

Зона наблюдения (в социальном пространстве) — это по сути объект, в ходе наблюдения которого формируется зона компетентности. широта зоны наблюдения зависит от социального положения

Социальная технология ведения войны отработана с древнейших времен. Все незаурядные полководцы и командиры являются величайшими знатоками “естества человека”, что и предопределяет возможность заимствования и научного осмысления накопленных ими знаний респондента и от его личного “любопытства”. Если взять в качестве примера промышленных рабочих, то у некоторых из них зона наблюдения ограничивается их производственным участком, другие охватывают значительную часть цеха или весь цех, а некоторые незаурядные рабочие оказываются в состоянии разобраться в методах работы служб заводоуправления, порой доставляя последним немало хлопот.

Мотивация наблюдателя может различаться как по интенсивности, так и по направленности. Интенсивность мотивации прямо влияет на широту и глубину зоны компетентности. при слабой мотивированности наблюдения зона компетентности резко сужается. Направленность и интенсивность мотивации наблюдения в очень большой степени детерминированы личностными чертами.

Применительно к промышленным рабочим можно назвать по мень шей мере четыре типа разнонаправленных мотиваций социального наблюдения:

·     “научную”, представляющую собой своего рода бескорыстное любопытство;

·     “государственную”, часто выражаемую афоризмом “за державу обидно”, в рамках которой человек сам для себя пытается понять, почему же у нас на производстве царит такой беспорядок;

·     “корыстную”. Носители этой мотивации внимательно следят за возможностями увеличения своего заработка и на этом пути достигают порой удивительно глубокого понимания реальных механизмов планового формирования и распределения фондов заработной платы;

·     “классово—негативистскую”, рассматривающую заводоуправление и начальство всех уровней как классовых врагов (нередко со ссылками на Маркса и Ленина) и выискивающую в поведении управленцев дискредитирующие их поступки в качестве подтверждения ИзНа4адной негативистской позиции. В интервью позиция таких рабочих выглядит очень предвзятой и наполненной идеологическими штампами, заимствованными (если следовать нашей терминологии) из зоны некомпетентности. Однако и этим людям нельзя отказать в определенной наблюдательности. Выискивая в реальности подтверждения своей концепции, они Порой делают весьма интересные наблюдения, которые исследователь может “Отдистиллировать” от заштампованных идеологических высказываний.

Сходные но не идентичные системы мотиваций наблюдения за производственными проблемами существуют и в среде работников управления, особенно линейных руководителей. подробно перечислять виды присущих им мотивов наблюдения мы не будем, однако отметим, что одним из наиболее сильных мотивов такого типа является свое го рода позитивное честолюбие, т. е. стремление успешно справиться со своей работой, оправдать оказанное доверие и “вытянуть’ из прорыва подчиненный им цех, производство или предприятие. Руководство “трудным” производством это, Пожалуй, наиболее ЧИСТЫЙ ТИП СИТ когда реальность упорно “Сопротивляется” и работник управления должен мобилизовать весь свой интеллектуальный и энергетический потенциал, чтобы овладеть ситуацией. Прошедшие такую суровую школу управленцы часто бывают хорошими респондентами, отличающимися в пределах зоны своей компетентности исключительно ясным мышлением (за пределами зоны компетентности они часто выглядят как малокультурные и к тому же слишком самоуверенные люди).

Наряду с производственной чрезвычайно большой интерес представляют людей за другими сферами общественной жизни, в частности семейно—бытовой сферой. Автору данной книги доводилось в основном заниматься социологическим изучением производства, но можно с уверенность сказать, что и в других областях существует разветвленная система мотивов социального наблюдения. К числу таких мотивов могут быть отнесены стремления к осмыслению своих и чужих жизненных ошибок, стремление помочь людям их избежать и т.п.

Направление или “фокус” наблюдения предопределен его мотивацией. Это своего рода угол зрения, с которого человек смотрит на мир и, группируя факты, формирует концепции. Хотя мотивации наблюдения часто бывают далеки от научных, порождаемые ими выводы имеют познавательную ценность в том смысле, что они (возможно, лишь частично и с определенной коррекцией) могут быть включены в систему научного знания. Сказанное не отменяет того, что различные мотивации наблюдения могут приводить к разным выводам, поскольку продуктом обыденных наблюдений в подавляющем большинстве случаев являют не готовые научные концепции, а их элементы, типологические случаи, из которых исследователь, как из “кирпичиков”, должен построить собственную концепцию.

Смещение зоны компетентности. Исследователь должен иметь в виду, что зона компетентности респондента “мигрирует”, повторяя изгибы его биографии. В подавляющем большинстве случаев зона компетентности отражает лишь ту социальную роль, в которой чело век находится в данный момент. Компетентное знание, накопленное им на предыдущих ролях, странным образом забывается. Возможно, это знание может быть актуализовано путем использования специальных методических приемов, но этот вопрос нами не прорабатывался.

Явление забывания своего прошлого социального опыта хорошо видно на примере производственных руководителей, начинавших свою трудовую карьеру с должности рабочего. Сказанное может быть проиллюстрировано выдержкой из интервью с В.Н.Корсетовым: “интересно отметить такой психологический момент, который я испытал на себе. Возьмем человека, который стал руководителем производства, пройдя путь с самого “низа”, т.е. с рабочего. Такой человек прекрасно знает свое производство. Тем не менее, став руководителем, он начинает сомневаться даже в той информации, которую приобрел собственным опытом. Вероятно, так происходит потому, что его информация субъективна, а поступающие со всех сторон данные создают видимость объективности. В результате создается ситуация, при которой начальник цеха, зная, что такой—то участок может пропустить партию пластин за 20 минут, потому что такое уже бывало, тем не менее сомневается в собственной информации и соглашается с другим вариантом — не менее трех часов, В этом он убеждает вышестоящее руководство, с полной убежденностью заявляя, что резервов у него нет, что цех работает на пределе “ вып. 1, с. 247—2481