Вопрос 16. Национальная политика в России: история и современность

История национальной политики в Российской империи и СССР

В российской империи национальный признак не имел решающего значения в организации территориального деления. Особый статус, обеспечивающий значительную степень самостоятельности, имели те провинции, которые вошли в состав России, будучи уже сложившимися самостоятельными государствами (Польша, Хивинской ханство и Бухарский эмират в Средней Азии, Грузия), а также Финляндия. Все остальные территории, даже если там жило большинство нерусского населения, входили в состав государства на общих основаниях, то есть национальный признак не играл решающей роли в организации властных структур на их территории.

Вообще, политика всех царских правительств была лояльной по отношению к коренному населению присоединившихся территорий, хотя без насилия не обходилось, однако «этническое» насилие в истории Российской империи никогда не было направлено против этноса в целом. Конфликты между центральной властью и колонизированными этносами имели два источника: конкуренция из-за земель и других природных источников и конкуренция из-за политической власти.

В процессе колонизации из оборота местного населения изымалась часть земель, передававшихся русским крестьянам, это вызывало сопротивление местных жителей. Местные же властители далеко не всегда выступали защитниками интересов собственных народов, предпочитая идти на компромисс с царскими властями.

Кризис Российской империи, вылившийся в серию революций и переворотов начала XX века, усилил центробежные тенденции на ее национальных окраинах. Восстановление единства территории (с 20-х по 40-е годы) опиралось и на естественное желание населения принадлежать к Российской цивилизации и на коварство и насилие. При этом использовалось насилие как к верхушке, так и к рядовому населению.

Основой политики в это время было стремление перевести социальное напряжение из русла межнациональных в русло межклассовых. Также использовался принцип «разделяй и властвуй». Его реализация требовала в первую очередь выделение на каждой территории большой социальной группы, получавшей определенные преимущества в культурном, политическом и экономическом отношении по сравнению с остальным населением данной территории. Такая группа называлась «коренной» нацией, или «титульной» нацией.

Во-первых, в ряде случаев коренным признавался народ, не составлявший большинство, пример: Башкирия, где 1/3 башкир

Во-вторых, в рамках единых национально-государственных образований нередко под названием коренные объединялись народы, принадлежавшие к разным языковым семьям и в истории нередко враждовавшие друг с другом. Например: Кабардино-Балкария (кабардинцы принадлежат по языку к адыгейской языковой семье, балкарцы – к тюркской).

В-третьих, в этнополитических целях проводилась политика консолидации новых наций на основе иногда родственных по языку и культуре, а иногда и достаточно разнородных элементов. Так на основе племенных группировок сформировались киргизская, казахская, туркменская нации. Нет единого мнения по поводу того, составляли ли реальное единство грузинская, украинская, белорусская нации до образования союзных республик.

В-четвертых, в ряде случае единый этнический массив разделяли границами, и на его базе формировалось несколько самостоятельных народов.

1918-1922гг Формирование ряда независимых национальных государств на территории бывшей Российской империи (украинская, белорусская, грузинская и др. республик). Одновременно возникли автономные республики и автономные области.

1923-1924гг.национально-государственное размежевание в Средней Азии. В результате влияние национального фактора на территориальную структуру усилилось, стали появляться на территориях союзных и автономных республик национальные сельсоветы.

1930-1933гг были образованы национальные округа для малочисленных народов севера, сыгравшие в те годы огромную и положительную роль в сохранении этих народов.

Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия конституции СССР в 1936 г., а также ряда сопутствующих ей постановления и законов. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация. Речь шла скорее о всемерном повышении роли титульных этносов союзных республик в культурной и политической жизни, усиление роли русского языка в жизни страны, сужение функций родного языка и вела к свободному владению вторым – русским языком, который постепенно становился основным в СССР.

Середине30-х до середины 50-х: возвращение в состав государства территорий Прибалтики, Зап. Украины и Зап. Белоруссии, а во-вторых, депортацией народов и ликвидация ряда национальных автономий в период войны. В 50х годах результаты депортации были устранены, но не все (возвращение крымских татар и турок-месхитинцев)

В период с 1956-57 гг. в области национальной политики господствовали тенденции предвоенных лет. На фоне некоторой либерализации общества, реабилитации репрессированных стала появляться тенденция к «сворачиванию» культуры и языка титульных наций автономных республик, а также «нетитульных» национальных меньшинств при усилении роли русского языка, языков и культур титульных этносов союзных республик (школьное образование). Но с началом перестройки, началась политика усиления роли языка и культуры титульных этносов в бывших союзных и автономных республиках.

Этнополитическая ситуация в России.

Вариант 1

Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.

Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности. В России этот процесс имел определенную специфику, которая определяется историческим и этнокультурным своеобразием ее регионов. Территориальное расширение России происходило на протяжении многих веков и поэтому разные народы различными способами входили в ее состав. Такая специфика определялась и социально-экономическим уровнем развития присоединяемых народов, и этнокультурной близостью их, и внешнеполитическими условиями.

Этнополитический процесс в стране протекает по-разному в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны. Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: российский север (территория расселения финно-угорских народов), южно-сибирский район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят), татаро-башкирский район, северокавказский. Этнополитический процесс в этих регионах прошел несколько этапов.

Первый этап (конец 80-х — 1991 г.) характеризуется повсеместным созданием национально-культурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее — повышения статуса языков титульных народов. В этот период происходит суверенизация автономий России — они обретают статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательно оформляется государственный статус языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этнократической формы государственности в республиках.

Второй этап (1991—1994). Ведущей тенденцией данного этапа является борьба внутри республик между официальной властью и национально-политическими движениями по поводу государственного устройства республик, их политического статуса. Не менее острой является и политическая борьба руководства республик и федерального центра по поводу перераспределения властных полномочий. Особой остроты первая тенденция достигает в Северо-Кавказском регионе, где противостояние завершается свержением официальной власти Чечено-Ингушской Республики, развязыванием вооруженного экстерриториального конфликта между осетинами и ингушами, массовым вытеснением русского населения и конституированием двух новых республик — Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Вторая тенденция максимальной остроты достигла во взаимоотношении республиканской власти Татарстана и федерального центра. Она завершается подписанием двустороннего Договора между Татарстаном и федеральным центром о разграничении полномочий и предметов ведения, который открыл дорогу подписанию двусторонних договоров между субъектами Федерации и федеральным центром.

Важными вехами этого этапа, повлиявшими на урегулирование этнополитических проблем, явились подписание Федеративного договора (1993) и утверждение Конституции Российской федерации (1993).

Третий этап начался в 1995 г. Для этого периода характерна тенденция урегулирования межэтнических противоречий на внутриреспубликанском уровне, переход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально-политическими движениями и партиями (что наглядно проявилось в утрате ими поддержки электората на республиканских выборах), разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. По-прежнему наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в Чеченской Республике.

В годы с 1996 по1998 в Северо-Кавказском регионе формируются два интеграционных центра — с одной стороны, на пророссийской основе укрепляются региональные связи республик с относительно стабилизировавшимся внутренним положением (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, к ним примыкает Северная Осетия и, в меньшей степени, Ингушетия); с другой — активизируется роль регионального лидера Чеченской Республики, которая при поддержке неофициальных политических сил соседних государств (в частности, Турции, Ирана) провоцирует усиление нестабильности на межэтнической почве в соседнем Дагестане и консолидацию антироссийских политических сил.

Развитие этнополитического процесса в России в 90-х гг. прошло фазу противостояния политических сил, ориентированных на сепаратизм и сохранение целостности страны. Можно констатировать, что непосредственная угроза распада России миновала. Однако по-прежнему остается целый комплекс пока не урегулированных проблем межэтнических отношений, в числе которых на первом месте — социально-экономическая и политическая разностатусность народов. Все более очевидной становится проблема необходимости формирования общегражданского национального самосознания населения России, которое должно приобрести доминирующий характер по отношению к локальным этнокультурным различиям.

 В сфере национально-государственного строительства воплощением либеральной модели стала концепция Федеративного договора. В основе ее - положение о трехтипности субъектов федерации -национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных. В формальном отношении различия между ними в документах договора касаются лишь внешних признаков их устройства: республики, в отличие от других, имеют собственный Верховный Совет, Верховный суд, Президента, символику. Набор же реальных прав, как предполагалось, будет для всех одним и тем же. На самом же деле чисто формальные и, на первый взгляд, лишь условные различия чрезвычайно органично сочетаются с тенденциями "самососредоточения" республик и выпадения их из общего государственного порядка. А уход от Конституции делает центральную власть беспомощной перед упрямством отдельных субъектов: Чечня и Татария вообще отказались подписать договор, а Башкирия настояла на включение в него особых протоколов. Таким образом, становится очевидным, что "размягчение" федерации означает не замену старых структурных связей государства на новые, а попросту их уничтожение.

Одновременное сосуществование в границах РФ образований, на часть из которых распространяются общие регламентирующие нормы, а другая часть активно и пассивно их саботирует, ведет к распаду правового федерализма.

Вариант 2.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития :

  • стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;
  • возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;
  • потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;
  • стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий. После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества.

Наследие прошлого наиболее остро проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также:

  • безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами,
  • правовая неурегулированность земельных и других отношений,
  • наличие территориальных споров,
  • проявление этнократических устремлений.

Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

  • развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
  • развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку. На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос.

Задача современной национальной политики – достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение. Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того, что Россия – это единое многонациональное государство с численным преобладанием русского народа. Основа свободного национального развития и межнационального мира – установление оптимальных отношений между преобладающим русским народом и другими народами государства. От русских требуется уважение национальных интересов и чувств населяющих Россию народов. От народов России требуется уважение, признание и учет интересов и объективного положения русских в России.

Концептуальные принципы государственной национальной политики

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно-разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.

В СССР имелась концепция национальной политики, согласно которой стратегическим направлением развития наций признавалось действие двух взаимосвязанных тенденций – расцвет и сближение наций, а в перспективе достижение их полного единства.

В Российской Федерации лишь в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений, учитывающую новые исторические условия развития российской государственности, необходимость обеспечения единства и сплоченности России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между ее народами, обновления и развития их национальной жизни, языков и культур.

Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации :

  • равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество,
  • взаимное уважение интересов и ценностей всех народов,
  • непримиримость к этнонационализму,
  • политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов и др.

Демократическая, гуманистическая концепция национальной политики зиждется на таких фундаментальных основах, как:

  • интернационализм,
  • защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств,
  • воли народов к самоопределению, самоуправлению, самоутверждению,
  • равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка,
  • свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов, необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Это предполагает:

  • укрепление доверия и сотрудничества между всеми российскими народами,
  • развитие традиционных межнациональных контактов и связей,
  • эффективное и своевременное разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе обеспечения баланса общегосударственных интересов, интересов субъектов Федерации и населяющих ее народов.

В соответствии с концепцией в национальной политике Российского государства определены следующие основные задачи.

В политической и государственной сфере:

– упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;
– перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование такой модели федерации, которая отвечала бы особенностям истории, традициям, современным социально-экономическим и политическим реалиям России;
– создание необходимой правовой и нормативной базы для регулирования федеративных и национальных отношений;
– совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, который бы реально позволял этническим сообществам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;
– объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политических партий, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира.

В социально-экономической сфере:

– реализация экономических интересов народов с учетом общероссийских приоритетов;
– рациональное использование многообразных хозяйственных возможностей республик, автономий и областей;
– осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, экстренных мер по подъему депрессивных районов и областей, в том числе в Центральной России;
– содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов федерации.

В духовной сфере:

распространение объективной информации об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
– сохранение исторического наследия культуры русского народа и всех народов России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия;
– обеспечение оптимальных условий для развития языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;
– укрепление национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития этнического своеобразия культур;
– учет реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержки миротворческой деятельности всех традиционных для России вероисповеданий, усилий религиозных организаций, направленных на межнациональное согласие;
– бережное отношение к традиционным для России верованиям, их философскому, этическому и нравственному наследию.

Один из важнейших разделов концепции :

Национально-культурное самоопределение

Одной из таких форм самоопределения должна стать национально - культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.
Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

  1. Создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;
  2. Формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;
  3. Получать поддержку со стороны органов государственной власти;
  4. обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;
  5. Учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;
  6. принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;
  7. Приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать 7. 7.Сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;
  8. Участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;
  9. Устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;
  10. участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций .

Работа по реализации Концепции охватывает следующие направления деятельности органов власти:

  • законотворческая работа,
  • обеспечение гарантий защиты прав и свобод конкретного человека и национально-этнических общностей независимо от нацональной и религиозной принадлежности
  • неотложные меры по стабилизации кризисных явлений в этнических и конфессиональных сферах
  • проблемы нарастающего демографического кризиса в его этническом и этнополитическом измерении
  • решение назревших проблем по удовлетворению национальных потребностей людей в области образования, культуры и языка
  • научно-аналитическое, культурно-информационное и орпгнизационно-кадровое решение национальной политики на всех ее уровнях

На основе государственной национальной политики во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона. В программах должны быть учтены социально-психологические изменения, происходящие в национальном самосознании, реальное состояние национального самочувствия разных народов.

Таким образом, национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию национальных отношений, содержащая в своей основе теорию, принципы, главные направления, систему мер и механизмов по реализации. Разработка научно обоснованной национальной политики – сложный процесс, требующий внимательного, взвешенного подхода.

Прим: (Комментарии Разиля Валеева, руководителя рабочей группы и председателя комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам…) Нэнешняя концепция в целом носит декларативный характер, как хороший научный трактат. Нет главного – финансового обеспечения и рычагов реализации. Национальный вопрос решает комитет Госдумы по делам национальностей, полномочий у них мало. Даже при СССР с его никчемной национальной политикой была палата национальностей. Если раньше решения принимались от лица народов России, то теперь от лица субъектов. А если учесть, что в России 80% русских, то национальный вопрос решать некому. Также национальным вопросом должны заниматься все министерства, то же Минобразование например. Также никто не занимается правами народа (уже давно обсуждается закон о уполномоченном о правах народов в РФ).

Дополнения

1. Федерация – одна из разновидностей государственного устройства, а государственное устройство характеризует структуру, строение государства в национальном, территориальном плане;

2. Федеративное устройство России – это его национальное – территориальная структура, которая дает характеристика положению субъектов Федерации, взаимоотношению этих составных частей с государством в целом.

По своему устройству Российская федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Федеративное устройство устроено на принципах:

•  Государственной целостности

•  Единства системы государственной власти, тесно связанном с государственной целостностью.

Конституция РФ определяет вопросы равноправия и самоопределения народов в РФ.. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие своей культуры, языка и др.;

РФ имеет ряд черт, которые характеризуют ее как федеративное государство:

  1. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов
  2. конституция и федеративные законы
  3. единое гражданство РФ
  4. государствееный язык
  5. единые вооруженные силы
  6. символика и др.

ст.65 .Общее число субъектов 89, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

Ст. 68. 1. Государственным языком на всей территории РФ является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждений республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Комм.:В 1991 году был принят закон РФ о языках народов РСФСР, где на государство возложена обязанность заботиться о языках народов России – больших и малых, создавать все условия для их развития. Госуд.язык – это родной язык большинства населения, это язык, на котором гос-во доводит волю до каждого из нас, т. е законы и другие правовые акты. Этот язык используется и на радио и на ТВ, при издании газет и журналов. Русский язык сложился с учетом определенных исторических и культурных традиций и не являеся средством общения между народами. Россия в констит. Порядке закрепила право всех народов на сохранение и развитие языка, независимо от численности населения, который говорит на этом языке.

Гражданам России, не проживающим на своих национальных тер-ях, а также представителям малочисленных народов и этнических групп гос-во оказывает в содействие в получении образования на родном языке.

РФ уделяетбоьшое внимание соотечественникам, проживающим за пределами России. Разработана программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, которая вкл. в себя создание условий для получения образования на родном языке, сохранение русскоязычной литературы.

Ст.69 .РФ гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Комм.: ни в одном из ранее действующих Основных законов государство не гарантировало права коренных малочисленных народов на конст. Уровне. Коренными малочисленными народами признаются народы, которые проживают на территории своих предков и сохраняют самобытный уклад жизни. В нашей стране насчитывается свыше 60 малочисленных народов. Среди них юкагиры, нганасаны, алеуты и др.

Росси гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права , в основе которых лежит обязанность государства обеспечивать права всем людям без различия в отношении цвета кожи, языка, национального происхождения.

Коренные малочисленные народы находяться в более трудном положении, тер-ии, где они проживают осваиваются без учета их традиционного образа жизни. В России прняты многочисленные законы, призванные решить проблему этих народов, которые должны иметь реальные права на участие в программах, затрагивающих их интересы, на создание собст. Учебных заведений для развития своих языков.