Вопрос 7. Этническое самосознание: структура и формирование.
План ответа:
Этническая идентичность и самосознание.
Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания.
Формирование этнического самосознания.
1. Этническая идентичность и самосознание.
Часто термины «этническое самосознание» и национальное самосознание используются как синонимы.
Этническая идентичность – ядро этнического самосознания.
Кушнер . Его задачей было составление этнических карт. После войны это было очень важно. Он описывал объективность Западных границ СССР. Использовал два признака: язык и этническое самосознание. Подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя».
Козлов выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этнической группы.
Бромлей . Этническое самосознание в узком смысле – самоотнесение себя к тому или иному этносу, т. е. этническая идентичность = этническому сомасознанию; в широком – не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, т.е. осмысление человеком культурного окружения.
Психологи выделяют следующие аспекты этнического самосознания :
- Когнитивный (познавательный) – играет наиболее важную роль в идентичености;
- Эмоциональный (чувственный);
- Регулятивный (волевой).
2. Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания.
В социологии изучаются главным образом социальные идентичности , т.е. отождествления человека с его социальными статусами и ролями (мужчины, отца, представителя профессии, члена этнической группы, гражданина и др.). Каждый человек, по мнению социологов, имеет множество идентичностей, которые образуют в его сознании суммарную идентичность (идентификационную матрицу). В структуре суммарной идентичности существуют ведущие категории — наиболее важные, базисные идентичности (чаще всего это половые, семейные, профессиональные, этнические, гражданские). Они определяют параметры сравнения "себя" с "другими". Место тех или иных идентичностей в этой структуре меняется в зависимости от ситуации, поэтому базисными могут становиться то одни, то другие идентичности.
Как правило, социальные идентичности определяются самоидентификациями личности, т.е. выражаются через самоописание. Возможны несоответствия между самоидентификациями и идентификациями, производимыми другими людьми (типизацией). Выработанные в таких условиях идентичности будут противоречивыми и неустойчивыми. Прочная идентичность возникает тогда, когда самоидентификация совпадает с типизацией.
Самоидентификации делят на:
социальные (общественные, универсальные) -
самоидентификации, связаные с социальным статусом, например, самоидентификации с видовым, политико-правовым или этническим статусом: "Я — человек", "Я — россиянин, гражданин России", "Я — русский" и т.п.;
индивидуальные (уникальные) –
самоидентификации, возникшие в результате неповторимых личных обстоятельств, например, "Я — работяга", "Я — грешник", "Я — счастливчик" и т.п.
Социологам интересны социальные (универсальные) самоидентификации, в которых человек определяет себя как сходного со всеми людьми или некоторыми их группами. Психологам интереснее индивидуальные (уникальные) самоидентификации, раскрывающие индивидуальность того или иного человека.
Все социальные идентичности — это результат социализации, инкультурации и индивидуальной истории. Они оформляются последовательно на протяжении всей жизни человека. Идентичности, понимаемые в узком смысле, являются элементами сознания. Идентичности, понимаемые в широком смысле, объединяют в себе как осознаваемые, так и бессознательные составляющие.
3. Формирование этнического самосознания.
В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.
В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение , на основе которого формируется чувство сопринадлежности .
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например, русские?
Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.
Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:
- констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
- эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
- определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.
Виды этнических стереотипов:
- Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
- негативные ("русские — ленивые"),
- автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
- гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).
Особенности этнических стереотипов:
- отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
- предельно устойчивы, но все же изменяемы;
- не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
- могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.
Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.
Основные понятия:
этническая идентичность – (в английском языке identity — подлинность, тождественность)
этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.
- отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании её членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также его место и роли среди других народов и взаимоотношение между ними.
этнические интересы – заведомо разделяемые группой нужды, потребности, выгоды.
образ «мы» – групповое самовыделение путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи.
автостереотипы – стереотипы в отношении своей этнической группы.
гетеростереотипы - стереотипы в отношении других этнических групп.