Д. Ванн, Т. Нэйлор, Д. де Грааф. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру

Потреблятство

Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. Ультра. Культура; Екатеринбург; 2005
ISBN 5-98042-028-2, 5-9681-0070-2

Что такое потребительство – образ жизни или заразная болезнь? Зачем люди покупают вещи: потому что они в них нуждаются или потому, что в них нуждается пожирающий их микроб потреблятства? Группа американских журналистов и экономистов создала телевизионное шоу, в котором изучала поведение своих соотечественников – самых оголтелых и безудержных потребителей современности. На основе этого цикла передач и возникла книга, рассказывающая о механизмах, вгоняющих общество в штопор безудержного потребительского азарта, удовлетворяемого за счет всего остального человечества.

Рецензия на книгу

Издательство “Ультра. Культура” продолжает свою серию “экстремальной культурологии” (“Аллах не любит Америку”, “Медиавирус!”, “Терроризм: взгляд изнутри”) новой скандальной книгой, для перевода которой задействованы богатые смысловые возможности фонетической системы русского языка.

Вообще-то, “Потреблятство” — это в английском оригинале “affluenza”, что звучит, конечно, не так жестко и для обозначения социального феномена отсылает к метафоре, заимствованной из биологии: нечто заразное, вирус, болезнь как наркотическая зависимость человека, живущего (существующего?) в “матрице” постиндустриальной цивилизации, от процесса потребления совершенно ненужных ему для выживания товаров и услуг. Это не новая проблема, но Америка — первая страна, где “affluenza” приобрела характер национальной эпидемии. Книга построена целиком на американском материале и оттого вдвойне интересна, потому как не судить же нам об Америке (и, значит, о том, что угрожает нам в будущем) из политически ангажированных масс-медиа (см. книгу “Медиавирус!”) и голливудского синематографа!

На обложке издания, кстати, помещен слоган в духе “киберпанка”, который в данном случае как нельзя более уместен: “ВСЁ ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ — ЛОЖЬ”. Несмотря на то, что проблематика “общества потребления” постоянно обсуждается в актуальной психологии и социологической публицистике, присутствует в самых ярких художественных произведениях “девяностых” и “нулевых” (“Бойцовский клуб”, “Американский психопат”, “99 франков” и др.), “потреблятство” никогда еще не было возведено в ранг объекта “борьбы с эпидемией”.

Все обычно ограничивалось “обсуждениями”, вздохами и сетованиями: “вот, дескать, до чего дошло! И куда мир катится?” А он не “катится”, он давно уже прикатился и не “ждет у ворот”, а тут уже — не просто в “доме, который построили мы”, но внутри нас.

Книга Де Граафа и соавторов предлагает четкое определение “Симптомов” социальной болезни, угрожающей разрушить само общество, (главы “Покупательская лихорадка”, “Сыпь банкротств”, Раздувшиеся запросы”, “Хроническая закупорка домов”, “Стресс от невоздержанности”, “Боль по утраченному смыслу”, “Индустриальная диарея”, “Истощение ресурсов”, “Неудовлетворение гарантировано”), анализ “Причин” — (избранные темы: “Янки — дурни, денди — нет!”, “Право на лень”, “Евангелие потребления”, “Америка — страна торговых центров”, “Луна в стиле рыночной экономики”, “Гиперкоммерциализация”, “Токсичные отходы — для вас!”, “Хорошие новости — это не новости”, “Нашествие похитителей разума”), и, наконец, стратегию борьбы — “Лечение” — “Вынужденная переоценка”, “Переход к умеренности как революция”, “Природа: существительное или глагол?”, “Поквартальное изменение мира”, “Повернуть рекламу против самой себя”, “Презервативы для кредитных карточек”, “Не наступит ли экономический крах?” и т.д.

Иначе… “Если мы не начнем отвергать постоянные требования нашей культуры “покупать сейчас”, нам придется “расплачиваться позже”, причем расплачиваться такими способами, которых мы и представить себе не можем… “Мы, человеческие существа, особенно в этом веке, производили и потребляли в количествах, намного превышающих способность планеты поглощать наши отходы и пополнять свой сырьевой запас”, — утверждает критик больших корпораций Джереми Рифкин.

С Рифкиным соглашается даже один из излюбленных объектов его критики. “Земной шар не может выдержать систематического увеличения числа материальных объектов, — говорит Роберт Шапиро, главный администратор корпорации Монсанто. — Если мы собираемся развиваться путем использования все большего количества сырья, нам лучше поискать новую планету”…” Вот-вот! А то все удивляются: чего это вдруг Буш на Луну собрался да в Марс телескопиками тыкает? Думать надо!

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.6 (8 голосов)