Не философ, а преподаватель философии.
[Автор: Мария КАГУШЕВА » 25 мая 1999 года. Газета «Звезда». Добавлено 7 июня 2003]

Игорь Утробин,
декан философско-социологического факультета ПГУ.

Его знают в лицо многие студенты. Даже те, которые не учатся у него. Внешне он очень похож на автора «Капитала» - Карла Маркса. Его деканат напоминает монашескую келью: там, кроме него, никого нет; в деканате только два стола, три стула и узенькое окошко наверху.

Игорь Серафимович достает из дипломата списки студентов и спрашивает меня: «Напомните, кто вы, я что-то вас не помню?»

По-видимому, он принял меня за «должницу». У меня немного подкашиваются коленки и слова застревают в горле. Еще бы, разговариваю с «двойником» К. Маркса, которого к тому же студенты-философы считают одним из лучших преподавателей.

Объясняю, что пришла за интервью. О, чудо! Декан готов меня слушать!

- Игорь Серафимович, близится сессия, скоро начнутся экзамены. Вы, как преподаватель, готовитесь к ним?

- Да. Я стараюсь приходить на экзамен в хорошей форме. Для этого надо ночью перед экзаменом как следует выспаться, а утром хорошо поесть. Выслушивать ответы студентов - это большая нагрузка. Вообще, атмосфера на экзамене во многом зависит от преподавателя. Если преподаватель бодрый - значит, студенты отвечают хорошо. А уж если преподаватель устал - сидит, зевает - то и студенты сдают соответственно.

- Что вы больше любите ставить: «двойки» или «пятерки»?

Я вам гарантирую: ни один преподаватель не любит ставить «двойки». Бывает, что пожилые преподаватели очень расстраиваются и чуть ли не плачут по поводу «двоек», ведь экзамен - это результат работы. Если «двоек» много - значит, не смог научить, объяснить. Я предпочитаю «двоек» не ставить. Если вижу, что студент явно не знает, лучше отправлю его доучивать.

Утробин, вообще нормальный препод. Нам, философам, говорит: «Я отобью у вас привычку философствовать...» (Из разговора).

Заваливать шпаргальщиков тоже не люблю. Вообще считаю, и даже студентам это говорю на лекциях, что если списываешь, то списывать надо мастерски, чтобы никто не увидел. Если вдруг я уличу студента в списывании, просто удалю с экзамена.

Но шпаргалки делать нужно. По ним легче готовиться к экзамену, так как в них кратко излагаются те мысли, которые находятся в целой куче литературы. Краткое изложение - это то, что важно на экзамене. Другое дело, что шпаргалки лучше не брать с собой на экзамен.

- Каков должен быть, по-вашему, идеальный ответ, как говорится, на «6 с плюсом»?

- Не знаю, как для других наук, но для философов важна способность подняться над фактами, увидеть типичное, абстрагироваться от конкретного. И в то же время уметь выделять самые яркие факты. Именно потому, что нужно обобщать, для части студентов философия не представляет трудностей. Но! К сожалению, в современных школах очень мало внимания уделяется проработке категориально-понятийного аппарата, отсюда у школьников, будущих студентов, слабость логического и абстрактного мышления. А ведь умение абстрагироваться очень важно студенту хоть какого факультета, особенно на экзаменах.

- Нравится ли вам преподавательская должность?

- Это - моя работа. Я всем говорю, что я не философ, а преподаватель философии. В преподавательской деятельности мне нравится все, за исключением, пожалуй, экзаменов, где требуется особое нервное напряжение, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Для меня лично лекция, урок представляет собой театральное зрелище. Отличие от настоящего зрелища лишь в том, что на лекциях занимаются серьезными делами. Ведь учеба - серьезный труд. На лекциях я всегда стараюсь создать живую, раскрепощенную атмосферу. Мне кажется, так гораздо легче воспринимать информацию, чем в обстановке, когда лектор читает монотонным голосом нудную лекцию.

Брала интервью Мария КАГУШЕВА.
25 мая 1999 года. Газета «Звезда»

Вы можете обсудить эту новость в гостевой.