Кодекс социолога

Читать до полного просветления. Спасибо за напоминание об этом чудном документе ;)
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)

Комментарии

Помните мы клялись бородой Игоря Серафимовича? Так вот надо бы, чтобы и студенты, и преподаватели клялись исполнять положение этого документа. Что-то как-то отдельные пункты у меня не состыковывается с тем, что, порой, было в универе. Но в ходе профессиональной деятельности, могу по-честному сказать, ни один пункт нарушен не был. Кто-то моет возразить, что это пока - спорить не буду, "никогда не говори нкогда", но стремиться не нарушать обещаю! :)

Основные исторические типы стратификационных систем

Экономические материалы

Известны четыре основных исторических типа стратификационных систем – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний – открытые.

Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую легализованы в правовом поле и официально допустимы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, ведущая к неограниченной эксплуатации, крайней степени неравенства и совершенному бесправию. Рабство в целом исторически эволюционировало от первой, примитивной формы – патриархального рабства, ко второй, зрелой форме – классическому рабству.

При патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в распоряжении хозяйством, имел право голоса в ряде вопросов общественной жизни, был субъектом правоотношений. Его запрещалось убивать. Такая форма рабства существовала как на Востоке, так и на Западе – в Вавилоне эпохи царя Хамураппи, в Индии в эпоху Маурьев.

Подобная форма рабства существовала в Древней Руси как «обельное» (полное) холопство до XIV-XV вв. При классическом рабстве раб был окончательно закабален: жил в отдельном помещении, не участвовал ни в каких формах общественной жизни, не обладал имуществом, не имел семьи. Его разрешалось убивать. Он считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). При обращении к рабству как историческому типу стратификации обычно подразумевают эту, зрелую стадию, когда рабство превращается в рабовладение – единственную в истории форму социальных отношений, при которой низший слой был лишен всяческих прав и являлся собственностью высшего слоя.

Наиболее полно подобные отношения проявились в Древней Греции и Древнем Риме эпохи их расцвета, в Османской империи XV-XVII вв., в США (по отношению к неграм) до 1865 г.

Крепостное право в России было наиболее близко этому типу социального расслоения; как это ни парадоксально. в просвещенном XVIII в. Видимо, это дало основание А. Н. Радищеву при подведении предварительных итогов XVIII в. для России заметить: «Столетье безумно и

Мудро».

Кастовый строй почти столь же древен, как и рабовладельческий. Однако складывается он только в ряде стран Древнего Востока, в большей или меньшей мере сохраняясь в средние века. Тяготеют к кастам воины и храмовые стражи свободные крестьяне-общинники и ремесленники в Древнем Вавилоне.

Классический пример кастового общества – Индия. Там известны четыре основных касты: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (собственники-торговцы и ремесленники) и шудры (рабочие и крестьяне), а также около пяти тысяч неосновных каст. Низшую позицию занимают неприкасаемые, не входящие ни в одну из каст.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из своей касты в другую при жизни ни при каких условиях. Кастовый строй – самый жесткий и категоричный из всех известных, даже античное рабство допускало существование вольноотпущенников.

Сословия исторически предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, существовавшие в Европе с V по XV-XIX в., а во многих странах Азии (Китай, Япония) – вплоть до XX века. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная система, включающая несколько страт, характеризуется четко выраженной иерархичностью. Классический образ сословной организации общества – средневековая Западная Европа: два высших привилегированных сословия духовенство и дворянство и непривилегированное третье торговцы, ремесленники, крестьяне. В Российской империи сословное деление общества как важнейшая основная общественного устройства до 1905 г. в основном сохранилось до 1917 г. и было окончательно ликвидировано только первыми декретами и распоряжениями Советской власти. Основными сословиями в XVIII-XIX вв. считались дворянство, духовенство, крестьяне и горожане (мещане).

Принадлежность к сословию была наследственной. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, но не безусловными: социальная мобильность существовала как внутри, так и между сословиями.

В России еще петровский Генеральный Регламент законодательно закрепил условия возможного приобретения недворянами личного и потомственного дворянства. Так появились князья Меньшиковы, графы Демидовы и целый ряд других выходцев из низших слоев общества.

Классы. Первобытнообщинный строй – это доклассовое общество. С возникновением частной собственности и имущественным расслоением людей в период образования первых государств Древнего мира складываются классы рабов и рабовладельцев. Два основных, антагонистических по отношению друг к другу общественных класса существовали при феодализме – феодалы и крестьяне, а и при капитализме – буржуазия и пролетариат.

Помимо основных классов, при каждом общественном строе существуют неосновные классы (например, крестьянство при капитализме), межклассовые и внутриклассовые социальные прослойки. К межклассовым относятся, например, сельскохозяйственные рабочие при капитализме (промежуточное положение между рабочим и крестьянином); к внутриклассовым, скажем при феодализме, – мелкопоместные дворяне, дворяне «однодворцы» и пр.).