МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович
(1842–1904)

русский социолог. История, по М., управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз история. движения, они определяют необходимость и направление развития, полагая пределы личности, за к-рые она не в состоянии переступить. Но внутри этих пределов личность "ставит цели в истории" и "двигает к ним события", иначе говоря, реальное содержание законам истории дает идеал. Поэтому социология должна начинать с "нек-рой утопии", т. е. с построения соц. идеала. М. стремится в науке слить "правду-истину", добытую путем беспристрастного, объективного наблюдения, с "правдой-справедливостью", соответствующей нравственным представлениям социолога. Если достижение "правды-истины" возможно на путях применения объективного метода при отборе, списании и вскрытии причин явлений, то при их оценке решающее значение имеет "правда-справедливость". Здесь, по М., суть "объективного метода" в социологии. В центре социологии стоит личность. Поэтому практич. задачей социологии является "борьба за индивидуальность". М. одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном и социогенном, пытаясь представить их в единстве. Изучая влияние обществ. организма на личность, он стремился выявить экономич. принципы, благоприятствующие развитию личности. В середине 70-х гг. XIX в. М. связывает проблемы "борьбы за индивидуальность" с учением о кооперации, с конца 70-х гг. делает упор на соц. (коллективную, по терминологии М.) психологию, выступающую как основа социологии.

Общая информация

философ, социолог, публицист. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. С 1892 - редактор «Русского богатства». Возглавлял либеральное крыло народничества. Критиковал спенсеровскую теорию «органического развития» общества. С помощью субъективного метода в социологии обосновывал иную «формулу прогресса», видя его в постепенном уменьшении разделения труда. «Героев» противопоставлял «толпе», способной лишь к бессознательному подражанию выдающимся личностям.

Характеристика воззрений

"По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.Такая деятельность человека подлежит нравственной оценке. Категории нравственности, онако, субъективны, и поэтому в социологии следует пользоватьсяне только объективным методом, но и субъективным (причем последнее слово принадлежит субъективному методу)". (Лосский Н.О. История русской философии М. 1991. С. 92)

Учение

«Личная инициатива возможна в экономическом порядке вещей только для собственника. Бойтесь же прежде всего и больше всего такого общественного строя, который отделит собственность от труда. Он именно лишит народ возможности личной инициативы, независимости, свободы».

Основные работы:

1.Что такое прогресс? СПб., 1869;

2.Герои и толпа. СПб., 1882;

3.Сочинения. Т. 1–6. СПб., 1896–1897;

4.Последние сочинения. Т. 1–2. СПб., 1905.

5.Литературные заметки, 1877-1880

6.Записки профана, 1875-1877

7.Письма о правле и неправде, 1877

8.Теория Дарвина и общественные науки, 1870

9.Философия и история Луи Блона, 1871

10.Что такое счастье, 1872

11.Борьба за индивидуальность, 1875

12.Вольницы и сподвижники

13.Еще о толпе, 1893

14.Еще о героях