КАРЕЕВ Николай Иванович
(1850–1931)

русский историк и социолог. Об-во для К. – "надорганическая среда" – сложная система психич. и практич. взаимодействий личностей, в к-рой выделяются культурные группы и соц. организация. Первые складываются под воздействием привычки, подражания и воспитания на основе представлений, настроений и стремлений членов об-ва и изучаются индивидуальной психологией, тогда как соц. организация связана с соц. формами и ин-тами, является продуктом коллективной психологии и предметом исследований социологии. Социология изучает историч. жизнь аналитически, устраняя из нее все случайное и индивидуальное; она фиксирует новое в жизни об-ва, формулирует соц. законы, тогда как механизм возникновения нового в об-ве вскрывает теория историч. процесса. Суть теории прогресса, согласно К., – идея самоосвобождения личности от подчинения "надорганической среде" при помощи критич. мысли.

Видный русский историк и социолог. В гимназии учился в одном классе с Вл.Соловьевым, с тех пор оба поддерживали приязненные отношения. Закончил историко-филологический факультет Московского университета /1873/. Профессор ряда отечественных университетов, преподавал в Школе общественных наук в Париже. По политическим взглядам - представитель умеренного крыла кадетской партии, от которой был избран в 1 Государственную Думу. С 1910 г. - член-корреспондент Российской АН, с 1929 г. - почетный академик АН СССР. Помимо основательных чисто исторических работ в основном о Французской революции, ее причинах, силах и последствиях, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами обществоведения. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев, поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались. Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии /особенно с психологией/, роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н.Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Общая информация

историк, философ. Окончил историко-философский факультет Моск. ун-та. Проф. Варшавского /1879-1884/ и Петербургского /1886-1899 и с 1906/ ун-тов. Сторонник субъективной школы в социологии, близок к Лаврову. Отстаивал идею исторического прогресса. Автор "Истории французской революции" /Т.1-3, 1924-1925/. Кадет. Почётный академик АН СССР /1929/.

Характеристика воззрений

"Сильнее всего позитивизм отразился на обработке историко-юридических наук в трудах Н.Кареева, Муромцева, Н.М.Коркунова и М.Ковалевского; последний в своем курсе социологии, вышедшем в начале ХХ столетия, повторяет в точности идеи Конта в то время, когда влияние Конта свелось уже почти к нулю. Н.Коркунов в своей "Общей теории права"отрицает свободу воли и учение о естественном праве, которому суждено было вскоре возродиться (Новгородцев и другие)". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991.С 114)

Учение

«Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную».(Кареев Н. Основные вопросы философии истории. Т. 2. СПб., 1887. С. 40).

«На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей, самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при помощи посторонних сил, на нижней же ступени - людей настолько чуждых самому замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы говорить о них, как об орудиях чужой воли».(Кареев Н. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1889. С. 346).

Основные работы:

1.Основные вопросы философии истории. СПб., 1883;

2.Введение в изучение социологии. СПб., 1897;

3.Общие основы социологии. Пг., 1919.

4.Сущность исторического процесса его личности в истории (?)

5.Историко-философские и социологические этюды, 1895

6.Старые и новые этюды об историческом материализме, 1896

7.Роль идей, учреждений и личности в истории. Одесса: [Г.Бейленсон и И.Юровский], 1895;

8.Типологическая и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории // Известия СПб Политехнического института. СПб.: 1905, вып. 3 ;

9.Теория личности П.Л.Лаврова. СПб.: Тип. Т-ва "Общественная польза", 1907;

10.Историка /теория исторического знания/. Пг.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1916;

11.Основы русской социологии. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха. 1996.