ХВОСТОВ Вениамин Михайлович
(1868– 1920)

русский социолог, правовед. X. считал, что в основе обществ, жизни лежат онтологич. дуализм (плюрализм) сил или закономерностей (стихийно-естественных, свободно-целеполагающих, психич.), сказывающихся на всех соц. явлениях. Поэтому и оценка этого дуализма, а также изучение многообразных форм борьбы в обве (между стихийным и организованным, подсознательным и сознательным, личным и групповым) – важнейшие задачи социологии.

Сущностью обществ, жизни является, по X., "духовное взаимодействие между людьми", причем он различает общественность – взаимодействие вообще и об-во – взаимодействие как обмен духовными ценностями; последнее и есть предмет социологии как "общей теории об-ва". Правильная постановка "основных вопросов социологии", к числу к-рых X. относил вопросы о природе обществ, идеала, проблемы культуры, учение о личности и соц. группах, возможна только на психологич. основе. Поэтому выявляемые социологией специфич. закономерности обществ. жизни являются "законами соц. психики", представляя собой "общие схемы о порядке", в к-ром происходит процесс межиндивидуального духовного общения. В ходе этого процесса осуществляется "творчество культурных ценностей" – логич., правовых, моральных, эстетич., – к-рые "следует растворить в бытие".

Крупнейший правовед, социолог неокантианской ориентации. Окончил юридический факультет Московского университета /1889/, где стал преподавателем. С 1899 г. - профессор. В 1911 г. в знак протеста против нарушения академических свобод министром народного просвещения Л.Кассо покидает с группой выдающихся ученых университет, куда вернулся только после Февральской революции. Хвостов был сопредседателем Московского психологического общества, почетными членами которого состояли У.Джеймс, В.Вундт, В.Виндельбанд. В 1910 г. он принял участие в организации "Научного института" с отделением по "социальной психологии", имевшего обширные исследовательские программы "промышленной социологии", которые предполагалось реализовать с помощью эмпирических методов. Помимо чисто юридических работ, принесших Хвостову известность /«Общая теория права" неоднократно переиздавалась и долгие годы служила университетским учебником/, он увлеченно работал над вопросами философии истории, методологии обществоведения, этики, психологии, так или иначе связывая их с социологией. Интерес к ней у него возник под влиянием Г.Зиммеля и В.Вундта, но быстро стал самостоятельным и плодовитым, только за последние 18 лет жизни он опубликовал 19 оригинальных книг.

Общество и личность, по Хвостову, взятые в отдельности и противопоставлении, являются теоретическими абстракциями, а взятые в жизненном единстве они есть реальность особого, психо-материального рода, причем духовное в этом единстве играет решающую роль. Вычленение из этой реальности "психической причинности" и закономерностей, рассмотрение и объяснение их действий и составляет предмет социологии. Разделяя неокантианские идеи о номотетических и идеографических науках, Хвостов считал социологию особой промежуточной наукой, использующей типологические методы и "понимание".

Между стихийным, материальным и духовным, ценностным в обществе идет постоянная борьба, которая временно преодолевается созданием относительно устойчивой социальной структуры и культуры того или иного общества. Первая выступает как совокупность естественных общностей - демографических, расовых, территориальных и т.п. и, с появлением группового сознания, более важных элементов - социальных организаций, институтов. Межличное духовное общение способствует возникновению особого "коллективного социального феномена" - культуры, в которой Хвостов выделял и специально анализировал - идеи, изобретения, традиции, общественное мнение, интегральный принцип "дух времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека как пол. Он выступил в защиту женской эмансипации, критиковал мораль "двойного стандарта" и посвятил ряд работ проблемам участия женщины в функционировании и эволюции культуры человечества.

К революции как форме разрешения социальных антагонизмов Хвостов относился отрицательно. Хотя сам взрыв часто провоцируется неразумной, эгоистической политикой властей и поэтому может быть оправдан, он все же нежелателен при широком рассмотрении вопроса. Революция открывает шлюзы потокам темных, иррациональных страстей, сопровождаемых разрушением культуры, гибелью людей. Когда первый порыв протеста ослабевает, его искусственно подогревают террором, "каждая революция сменяется реакцией в более или менее сильной степени". Для изменения общественной жизни предпочтительнее реформы, построенные на социологическом знании, с учетом общественного мнения, социальных идеалов и частных интересов. Хотя Хвостов не был членом какой-либо политической партии, по своим убеждениям он сторонник сочетания "правового государства" и этики "человеческого достоинства", ближе всех был к кадетам. Хвостов считал, что "социалистический строй" будет неизбежно подменять понятие свободы понятием равенства, неумолимо приводящего к подавлению "личной свободы". В силу тяжелых условий жизни и деятельности в эпоху "военного коммунизма", духовный кризис, постепенно овладевший им с началом первой мировой войны, обострился в 1918-1919 годах. Прервав интереснейшую итоговую работу по теоретической социологии, Хвостов в начале 1920 г. покончил жизнь самоубийством. П.Сорокин считал эту смерть самой тяжелой утратой отечественной социологии за те годы, столь богатые горестными потерями.

Основные работы:

Общественное мнение и политические партии. М., 1906;

Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии. М., 1911;

Основы социологии. М., 1923.

1.Природа человеческого общества //Научное слово. 1903. № 9;

2.Женщина накануне новой эпохи. М.: П.Д.Путилова. 1905;

3.Общественное мнение и политические партии. М.: Т-во И.Д.Сытина. 1909;

4.Этюды по современной этике. М.: Т-во И.Д.Сытина. 1908;

5.Предмет и метод социологии //Вопросы философии и психологии. 1909. кн. 99;

6.Социальный организм //Вопросы философии и психологии. 1909. кн. 100;

7.Науки об общем и науки об индивидуальном //Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 103;

8.Теория исторического процесса. М.: Тип. О.Л.Сомовой. 1910;

9.Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М.: Н.Н.Клочков. 1911;

10.Женщина и человеческое достоинство. М.: Изд. Ломана и Плетнева. 1914;

11.Классификация наук и место социологии в системе научного знания. //Вопросы философии и психологии. 1917. кн. 139-140;

12.Социология. Исторический очерк учений об обществе. М.: Москов. Научн. Ин-т, Т.1;

13.Социальная связь. //Вопросы философии и психологии. 1918. кн. 141-142;

14.Психология кооператива .//Вестник промысловой кооперации. 1919. № 1;

15.Основы социологии. Учение о закономерности общественных процессов. М.: 5-я гос.тип., 1920.