ЭРН Владимир Францевич
(1882-1917)

Христианская вера, критика прогресса.

Общая инф-я:

философ, деятель религиозно-церковного обновления начала века. Окончил Моск. ун-т. На него оказали влияние славянофилы, Вл.Соловьёв, Л.Лопатин, С.Трубецкой, Платон и неоплатоники. Критиковал западную культуру за её бездуховность. Феноменализму европейской мысли противопоставляет целостный творящий логос, открывающийся индивиду через мифологию, искусство, христианскую религию и философию. Соборность - основа справедливого общества без частной собственности - это церковно-религиозная община. Яркий критик кантианства.

Хар-ка воззрений:

"В основном ЭРН боролся с западноевропейским рационализмом и тенденцией механизировать весь строй жизни и подчинить ее технике. Он противопоставлял этим факторам цивилизации логос древней христианской философии. Этот логос есть конкретное живое существо, вторая ипостать троицы, воплощенная и приветствующая в историческом процессе". (Лосский Н.О. История русской философии М. 1991. С. 415) . " В. ЭРН, который не успел вполне себя выразить, так как рано умер, наиболее был близок к софиологии о. П. Флоренского и о. С. Булгакова. Вся его критика, часто несправедливая, была направлена главным образом против немецкой философии, которая делалась особенно популярной в кругах русской философской молодежи". (Бердяев Н. А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 259)

Учение:

Логос

«Это не субъективно-человеческий принцип, а объективно-божественный. En arche en ho Logos (В начале было Слово). В нем сотворено все существующее, и поэтому нет ничего, что не было бы внутренно, тайно себе, проникнуто Им. Логос есть принцип, имманентный вещам, и всякая res (вещь) таит в себе скрытое, сокровенное Слово. И в то же время Логос извечно существует в Себе. Сотворенный в Нем мир символически знаменует Ипостась Сына, уходящую в присносущую тайну Божества. Отсюда онтологическая концепция истины, чрезвычайно характерная для логизма. Истина не есть какое-то соответствие чего-то с чем-то, как думает рационализм, превращающий при этом и субъект, и объект познания в двух меонов (не-сущих). Истина онтологична. Познание истины мыслимо только как осознание своего бытия в Истине. Всякое усвоение истины не теоретично, а практично, не интеллектуалистично, а волюнтаристично. Степень познания соответствует степени напряженности воли, усвояющей Истину. И на вершинах познания находятся не ученые и философы, а святые. Теория познания рационализма статична - отсюда роковые пределы и непереходимые грани. Тот, кто стоит, всегда ограничен какими-нибудь горизонтами. Теория познания "логизма" динамична. Отсюда беспредельность познания и отсутствие горизонтов. Но тот, кто хочет беспредельности ведения, кто стремится к неограниченности актуального созерцания, тот должен не просто идти, а восходить».

(Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. М., 1912. С. 20-21).

Эротика мысли

«Мысль, одержимая Эросом, перестает быть только человеческой и, заражаясь божественным, сама становится божественной. В мысли, одержимой Эросом, божественное не дается просто как что-то внешнее и готовое, но нисходит и, заражая собой, внутренно усвояется и одолевается как задача, как подвиг».(Эрн В. Ф. Соч. М., 1991. С. 103).

Основные работы:

1.Христианское отношение к собственности. М., 1906;

2.Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914;

3.От Канта к Круппу. //Вопросы философии, 1989, № 9;

4.Соч. М., 1990.

Христианское отношение к собственности // Вопр. жизни, 1905, № 8-9; Взыскующим Града. М., 1906 (совм. с В.П.Свенцицким); Христианство и мир. Ответ Д.С.Мережковскому // Живая жизнь, 1907, № 1; Таинства и возрождение Церкви // Церк. обновление, 1907, № 9; Социализм и общ. мировоззрение. Серг. Посад, 1907; Гносеология В.С.Соловьева, сб. первый. О Вл. Соловьеве. М., 1911; Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Природа мысли // Богосл. вестн. 1913, № 3-5; Розмини и его теория знания. М., 1914; Меч и крест: Статьи о совр. событиях. М., 1915; Философия Джоберти. М., 1916; Письма об имяславии // Христ. мысль, 1916, № 9; Разброс Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917; Верховное постижение Платона // ВФиП, 1917, кн. 137/138; Толстой против Толстого. Сб. второй. О религии Льва Толстого. М., 1912; Природа науч. мысли. Серг. Посад, 1914; О великолепии и скептицизме (К характеристике адогматизма) // Христ. мысль, 1917. № 3/4; Проблема истории (По поводу дис. Г.Г.Шпета «История как проблема логики) // ЖМНП. 1917, № 6; Соч. М., 1991.