Вопрос 14. Зоны межэтнической напряженности в России

План ответа:

  1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов .
  2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане.
  3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии.
  4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции.

1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов.

Наиболее сложной зоной, где происходили и по сей день продолжаются военные действия, является Северный Кавказ. Особенностью этого региона является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение.

Можно выделить следующие причины конфликтности:

Большое число беженцев в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии приводит к росту безработицы, социальной напряженности, преступности.

Социальные противоречия в северокавказских республиках ощущаются с 70-х годов. К 1989 г. в Северной Осетии доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически сравнялась (см. причины конфликтов). Подготовленные специалисты далеко не всегда могли найти себе работу по специальности.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне распадающегося СССР стало фактором этнополитической напряженности. Однако поскольку речь идет о полиэтничном районе (существуют республики с двумя титульными народами, в Дагестане нет титульной нации), противоречия возникали не только с русским этносом, но и между кавказскими народами.

Осложняют ситуацию в регионе и следы депортаций , стремление этносов восстановить свою государственность, автономию. Искалеченное прошлое рождает фрустрацию значительных групп людей.

Кроме того, межнациональные трения используются рядом руководителей республик для удержания власти . Элиты имеют большое влияние на население, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.

Вооруженные конфликты на Северном Кавказе

1. Осетино-ингушский.

Первый вооруженный конфликт Российской Федерации. Произошел в конце октября - начале ноября 1992 года. Причины – территориальный спор вокруг Пригородного района и части Владикавказа, которые перешли к Северной Осетии после депортации ингушей.

26 апреля 1991 – Закон о реабилитации репрессированных народов. В том числе и территориальная реабилитация.

Осетины не признают права ингушей на эти районы. Для Северной Осетии Пригородный район – важная сельскохозяйственная площадь. Осетины обжили эти районы.

Ингуши заявили о своих претензиях на эти территории. У них уже в этот момент были проблемы с территорией. Ранее ингуши жили в Чечено-Ингушской республике, но в 1991 году Дудаев провозгласил Чеченскую республику без тех территорий, на которых проживали ингуши, и прекратил выделять ингушам ресурсы. В июне 1992 года Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Ингушской республики. Так она стала республикой без столицы и без границ. Часть Владикавказа ингуши хотели сделать своей столицей.

Москва закрыла глаза на военные приготовления в Северной Осетии и Ингушетии.

Этот конфликт был межэтническим, поскольку убивали и изгоняли именно по этническому принципу . Территориальный спор – лишь открытый девиз, но причины лежали глубже. Его предопределили все отмеченные ранее факторы. Центральная власть проявила неспособность контролировать ситуацию и защитить своих граждан. Этот конфликт принес многочисленные жертвы и насильственные перемещения.

2. Чеченский конфликт.

Этот конфликт продолжается до сих пор и связан с ситуацией в стране в целом.

1. Основной версией начала Чеченского конфликта мы считаем точку зрения, высказанную в 1995 году экспертом Совета Федерации Э.Ожигановым. Он считает, что этот конфликт начался из-за борьбы за нефть и деньги . Через Чечню шла торговля оружием, нефтепродуктами, машинами, осуществлялся неконтролируемый вывоз валюты. Джохар Дудаев не захотел быть «клиентом», «посредником», а захотел стать «патроном», с чем не согласились заинтересованные группы в Москве.

О криминальной природе Чеченского конфликта говорилось и в Послании Президента Федеральному собранию в феврале 1995 года.

Паин и Попов показали, что политическая конфронтация привела к разгону чеченского парламента, тотальному контролю за СМИ республики. Режим Дудаева вернулся к административным методам управления, нагнетая антироссийскую истерию; он стал источником дестабилизации на Северном Кавказе.

2. Сторонники другой версии рассматривают Чеченский конфликт с точки зрения национально-освободительного движения , в контексте исторических, социально-экономических, этнических, социально-экономических факторов, которые предопределили борьбу за суверенитет.

3. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попытками Президента РФ продемонстрировать силу накануне выборов, а заодно повлиять на другие «непослушные» регионы (эта версия фактически бесспорна для объяснения «возрождения» конфликта в 1999 году, но вряд ли подходит для 1994-го - Кирилл ).

В ходе «регулирования» Чеченского конфликта были использованы методы, оправдавшие себя в других ситуациях. Это: попытки деконсолидации конфликтующих сил (поддержка оппозиции, склонной к компромиссам), прагматизация переговоров, разделение общих решений на ряд договоренностей (первоначальные перемирия для захоронения погибших, переговоры об обмене военнопленными).

Но Центр допустил и немало просчетов. Главный – само начало военных действий . Это сплотило чеченское общество, настроило чеченцев против России. После подписания договора о приостановке военных действий в 1996 году этот конфликт продолжал медленно тлеть, чтобы с новой силой вспыхнуть летом 1999-го.

Другие точки напряженности на Северном Кавказе.

1990 – обнажение противоречий между народами Дагестана. Идею суверенизации высказали кумыки, которые ведут борьбу по сути за ресурсы (против ущемления их прав на землепользование вследствие переселения в места их проживания некумыцкого населения, прежде всего лакцев). В 1992 году между кумыками и лакцами даже произошли вооруженные столкновения.

Лезгины, также частично живущие в Дагестане, хотят объединиться в единую республику Лезгистан в составе России, но так как часть из них проживает в Азербайджане, это пока невозможно.

Ногайцы тоже ставили вопрос о своей государственности. Территория, на которой живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкессией, Чеченской республикой и Ставропольским краем. Их движение искало способы объединения и какого-то вида самоуправления.

Кроме того, в том же Дагестане свои организации имеют терские казаки. Их лидеры также выдвигали вопрос о территориальной автономии.

В Карачаево-Черкессии ставился вопрос о разделении. В частности, предлагалось выделить пять моноэтнических республик. Но их территории практически перекрывают друг друга, а это может привести к конфликтам. В случае раздела могут обостриться отношения между противоречия между карачаевцами и казаками. Попытки черкесов соединиться с кабардинцами и адыгами Адыгеи могут вызвать новые противоречия.

В середине 90-х годов, с повышением экономико-политической стабильности России активность практически всех объединений снизилась, а активность имеет место только в связи с ситуацией в Чеченской республике.

2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане

Татарстан.

Это республика с традициями национальных движений. В исторической памяти татар – собственная государственность. 1989 – 1993 выраженное, массовое национальное движение. Основа – Татарский общественный центр (ТОЦ).

Основная направленность национального движения в период пика активности – за повышение статуса республики, реальный федерализм, максимально возможный по геополитическим условиям. Крайние радикалы выступали за независимость, но они не были поддержаны массами. Тем не менее, большие части населения (подавляющее большинство татар и часть русских) выступали за суверенитет в составе Федерации.

Руководство Татарстана проводило продуманную интегрирующую политику внутри республики, поэтому конституционный (институциональный) конфликт с Центром не перерос здесь в межэтнический групповой конфликт. Несмотря на повышение авторитета татарской культуры и языка, на межличностном уровне среди татар и русских сохраняются достаточно благоприятные отношения.

Татарстан продемонстрировал мирный вариант развития сложного институционального конфликта. В 1992 году была принята Конституция Татарстана, которая фиксировала её независимость. Однако в 1994 году после серии переговоров Договор между государственными органами РФ и Татарстаном был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы.

Башкортостан.

В Башкортостане башкиры составляют 22% населения, это даже меньше доли русских и татар. [1]

Элементы институционального конфликта имели место и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания Договора о разграничении полномочий.

Объектом серьезного внимания органов государственной власти Республики Башкортостан сегодня является национальная школа, обучение детей родному языку. Так, если в 1990 г. в школах республики изучалось восемь родных языков, то сегодня 14. Всего обучением на родном языке охвачено 70 процентов детей башкир, почти столько же татар, около 50-60 процентов детей чуваш, удмуртов и мари.

3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии

Саха (Якутия).

Саха (Якутия) – одна из самых обеспеченных республик, но её территория расположена в крайне сложных условиях Севера. Якуты в последнее время активно набрали образовательный потенциал. Они располагают более высокой, чем русские, долей интеллигенции, особенно научной и в сфере образования. Представление о самодостаточности у них широко распространено. Статус русских в республике изменился. Но благодаря стимулируемой президентом республики политики толерантности и взаимной заинтересованности в равновесии сил здесь поддерживается межнациональное согласие.

В начале 90-х годов в республике активно действовали националистические движения. Это было связано с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации. В Конституции республики Саха, принятой до Конституции РФ 1993 года, устанавливался приоритет законов республики над федеральными.

Осложнения в отношениях с Центром из-за ресурсов (алмазы, нефть и т.д.) обостряют ситуацию, однако до открытого конфликта дело не доходит.

Тува.

В конституции республики Тува, принятой до Конституции России 1993 года, был зафиксирован не только приоритет местных законов над федеральными, но и право республики на выход из состава Федерации. Идеологически тувинские лидеры опираются на государственность до 1944 года. Сейчас выразителем национальных идей стало руководство республики.

Тува более чем на 90% - дотационная республика, что понимает и народ, и руководство. Социальная напряженность очень высока из-за низкого уровня жизни людей и высокой безработицы. Недовольство проецируется на национальную сферу, поэтому межнациональные отношения достаточно напряженные.

Бурятия.

Изменения, начавшиеся в стране с середины восьмидесятых годов, способствовали росту национального самосознания, активизации усилий по наполнению государственности новым содержанием. 8 октября 1990 года Бурятия приняла Декларацию о государственном суверенитете. Подписание в 1992 году Федеративного договора и принятие в 1994 году своей Конституции были направлены на укрепление прав республики как субъекта Российской Федерации. Договор и Соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Бурятия, заключенные в 1995 году, конкретизируют характер взаимоотношений между федеральными и республиканскими органами власти.

На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей России взаимосвязанные тенденции общественного развития, как:

- стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества;

- стремление сохранить и развить этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формировании общих духовно - нравственных ценностей.

К проблемам бурятского народа следует отнести незавершенность процесса внутриэтнической консолидации, острую необходимость в сохранении этнической культуры, языка, обычаев, традиционных форм хозяйственной деятельности, подвергшихся деформации тоталитарной системой.

У русского народа проблемы связаны в первую очередь с последовательно проводимой официальными властями в течение последнего столетия подменой русской культуры наднациональной «общечеловеческой» культурой, отсутствием комплексных программ ее развития. Остаются актуальными вопросы возрождения национального самосознания и духовности. [3]

4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции

Проблема Дальнего Востока: удаленность от центра страны, суровые природные условия, недостаточное транспортное сообщение с остальной частью страны.

На территории, составляющей 35% территории России проживают лишь 5% её населения . С 1991 года миграционный отток жителей (в основном русских) составил более 100 тысяч человек [3]. Но если русские с Дальнего Востока уезжали, то китайцы туда приезжали. В 1993 году Россию посетили более 700 тысяч китайцев . Довольно скоро обнаружилось, что далеко не все граждане КНР, въехавшие на территорию России в качестве туристов или формально со служебными целями, возвращаются обратно в Китай, предпочитая всеми правдами и неправдами задержаться в России подольше, а то и осесть в ней на постоянное жительство.

Судя по всему, китайская миграция на Дальний Восток России, довольно активная в 1992-1993 гг., была обычной экономической миграцией и не носила характера планомерного направляемого процесса . Принятые российским руководством меры практически остановили незаконную инфильтрацию из Китая в регион, но одновременно негативно повлияли на торгово-экономические отношения Дальнего Востока с приграничными провинциями Китая. В перспективе какие-либо демографические неприятности для Дальнего Востока со стороны Китая возможны только в случае резкого ухудшения там социально-экономической ситуации. Поэтому Россия как никакая другая страна заинтересована в нормальном экономическом развитии и политической стабильности Китая.

Совершенно очевидно, что дальнейшее расширение торгово-экономических связей с Китаем, являющееся жизненно необходимым для России в целом и особенно для ее азиатской части, неизбежно повлечет за собой как увеличение двусторонних людских контактов, так и рост численности китайской диаспоры в России. В этой ситуации важно не допустить эскалации конфронтации на этнопсихологическом уровне. Необходимо найти и эффективно применять цивилизованные рычаги взаимодействия с китайскими мигрантами, одновременно предпринимая все возможные меры по усилению русского демографического присутствия и максимальной интернационализации хозяйственной жизни в приграничных с Китаем краях и областях.

[1] Результаты переписи 1989 года: русские – 39%, татары – 28%, башкиры – 22%.

[2] Концепция государственной национальной концепции Республики Бурятия. Источник – официальный сайт Правительства республики ( http://gov.buryatia.ru/obur/konc_naz_pol.html)

[3]В. Портяков. Миграционная ситуация на Дальнем Востоке России. Сайт Московского центра Карнеги.