Вопрос 12. Межэтнические отношения, их изучение в этносоциологии

План ответа:

  1. Особенности различных дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений. Методология изучения межэтнического воздействия.
  2. Факторы, влияющие на межэтнические отношения: зарубежные и отечественные подходы (нет информации) . Исторические, политические, социально-структурные, культурные, социально-психологические, ситуативные факторы.
  3. Толерантность в межэтнических отношениях.

1. Особенности различных дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений

Изучение межнациональных отношений – одна из основных областей изучения этносоциологии. Данная проблема совпадает в зарубежной и отечественной социологии.

2 уровня изучения межнациональных отношений:

  1. Институциональный (отношения Центр – республики, межреспубликанские взаимодействия – макросоциальные условия, влияющие на межличностные и межгрупповые отношения).
  2. Межгрупповой, межличностный (область прямого интереса этносоциологии).

При изучении межнациональных отношений следует учитывать, что вся группа не может участвовать в непосредственном общении. Поэтому нужно обращать внимание и на непосредственные отношения, и на опосредованные (то есть через СМИ, официальные документы).

Дополнительный текст

Кудрин А.В., Специфика отражения межэтнических отношений средствами массовой коммуникации

Сила внушения (сугестии), кроме прочих факторов, зависит от авторитета сугестора, в данном случае СМК, а также внушаемости и конформности аудитории. Чем выше доверие реципиента к коммуникатору, тем с меньшей критичностью он относится к информации, которую ему предлагает последний.

СМК специфически отражают действительность, давая не полную картину происходящего, а лишь ее фрагменты. Это… влечет за собой неизбежное искажение реальных событий и возможность манипуляции общественным мнением.

Фрагментация реальности, представляемой СМК, способствует формированию и актуализации таких явлений обыденного сознания как стереотипы, в том числе этнические. Последовательно делая ударение на эмоционально-оценочный элемент негативных гетеростереотипов и позитивных автостереотипов, можно добиться эффекта усиления характерного для этнического сознания противопоставления “мы-они” или “мы-другие”, приводящего в конечном итоге к созданию “образа врага”. Но те же свойства СМК, которые способствуют актуализации негативных этнических стереотипов, могут стать позитивным фактором в предотвращении конфликтов, способствовать установлению общественного согласия и межэтнического мира.

Также сложность заключается в том, что при изучении больших социальных (этнических) групп, мы имеем дело отнюдь не с гомогенными общностями.

Межэтнические отношения :

(в широком смысле) – взаимодействие народов в разных сферах (политике, культуре, …).

(в узком смысле) – межличностные отношения людей разных национальностей, которые также происходят в разных сферах общения (трудового, семейного, дружеского, …).

В Пермской области проблема межэтнических отношений не является первоочередной, не занимает внимание населения. В то же время, для России в целом межэтнические конфликты можно назвать серьезной проблемой.

Дополнительный текст

Отчет о научно-исследовательской работе. Региональная национальная политика: точка зрения руководителей местного самоуправления / Руководитель : Сергеева С.В. С. 11.

Исследование полностью подтвердило гипотезу о том, что Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ не рассматриваются муниципальными властями как зона возможных межэтнических конфликтов, а имеющиеся проблемы носят, по их мнению, второстепенный характер. Абсолютное большинство руководителей местного самоуправления (71,4 % от числа опрошенных) определили состояние межэтнических отношений в целом как стабильное. По мнению части респондентов существует некоторая напряженность в межэтнических отношениях (21,4 %), но ни один из опрошенных не отметил обострение межэтнических отношений в Прикамье в качестве актуальной проблемы своего муниципального образования.

Особенности подхода разных наук

Вследствие этого разные науки обращаются к изучению межэтнических отношений со своей стороны.

•  Этнологи изучают межкультурные взаимодействия.

•  Историки изучают отношения между народами в ретроспективе (то есть оглядываясь назад).

•  Политическая социология изучает влияние характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране, республиках.

•  Этнопсихологический подход близок к этносоциологическому (это объясняется близостью объекта и изучаемых процессов, явлений). Этнопсихологии, работающие в русле психологии, часто изучают малые группы. Работающие в русле этносоциологии имеют объектом большие группы в естественных ( не в искусственных ) условиях.

Разница в подходах этносоциологов и этнопсихологов.

Этнокультурный контекст для социальных психологов, изучающих большие группы – лишь частный случай социального контекста. У этносоциологов при изучении межэтнических отношений в центре внимания находится поведение людей разных национальностей в сфере межнациональных взаимодействий. Психологические закономерности рассматриваются как один из факторов, влияющих на поведение группы.

 

Критерий

Этносоциология

Этнопсихология

Центр внимания

Межгрупповые процессы и явления, их обусловленность культурными, политическими, экономическими детерминантами.

Отражение процессов взаимодействия групп (т.е. когнитивная сфера).

Предмет изучения

Представления о своей и другой группе, её восприятие, готовность к контактам с ней, психические состояния и процессы.

 

Реальные факты поведения (участие в партиях, движениях, общественных акциях).

 

Индикаторы предмета

Установки на личностные контакты, отношение к ценностям, нормам, другой культуре, готовность к адаптации и межкультурным взаимодействиям.

Установки на личностные контакты с представителями другой национальности.

2. Методология изучения межэтнического воздействия .

Психология межэтнических взаимодействий изучается при помощи социально-психологических теорий среднего уровня. Анализ осуществляется через личность, включенную в этническую группу.

Социально-психологические теории, используемые при изучении психологии межэтнических отношений

Теории личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, другие).

Личность – 1) Единство индивидуальных свойств и социальных ролей.

2) Совокупность интегрированных в индивиде социальнозначимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми.

При изучении межэтнических отношений этот подход доминирует.

3) [А.Н. Леонтьев] Основа личности – отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, а так как деятельность всегда мотивирована, можно рассматривать личность как иерархию мотивов, а также соответствующих потребностей. Например, потребности в безопасности, солидарности, целостности группы, справедливости, позитивном восприятии другими.

Теория установки

В русскоязычную литературу термин «установка» ввел грузинский психолог Узнадзе. В его понимании установка – готовность реагировать на основе бессознательного. В социальных науках для обозначения сознательных действий используется термин аттитьюды, или социальные установки .

Аттитьюд (социальная установка) – особое состояние личности, предшествующее её реальному поведению.

Томас, Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и Америке» (тема: адаптация). Роль аттитьюдов оценена очень высоко. По их мнению, аттитьюд – состояние сознания относительно некоторой социальной ценности.

Социальные установки – состояние сознания и нервной системы, выражающие готовность и организованное на основе предшествующего опыта. (Г. Олпорт).

3 компонента в структуре установки:

1. Когнитивный компонент (осознание объекта, знание о нем).

2. Эмоциональный компонент (отношения, чувства по отношению к объекту).

3. Поведенческий компонент.

Социальная установка – социально обусловленное отношение к какому-то предмету или явлению, осознание, оценка, готовность действовать [1].

Этнические, межэтнические и социальные установки.

Этнические – имеют место при любой деятельности человека при его осознании себя и поступках как личности, включенной в этническую группу.

Межэтнические – установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере и в любом виде.

Социальные – определяют, направляют деятельность человека.

Методы исследования установок: шкалы Богардуса [2] и Терстоуна [3].

Выводы

Формирование и личности, и установок зависит от ряда факторов : детское воспитание в семье, этническая и социальная среда, политическая система, этническая политика государства, влияние мезосреды (городская, сельская) и микросреды (группы).

Исходя из этого, в программу этносоциологического исследования должно быть заложено как можно больше обстоятельств, допускающих последующее сравнение.

Если в зарубежных исследованиях аспект делается на изучение предрассудков, агрессии, в отечественных исследованиях межэтнические отношения рассматриваются в континууме «доброжелательные – нейтральные – негативные».

В последнее время с обострением межнациональных отношений во всем мире все больший интерес привлекают этносоциологические и этнопсихологические исследования, нацеленные на объяснение причин конфликтов.

3. Факторы, влияющие на межэтнические отношения

В этносоциологии и этнопсихологии выделяются следующие факторы межнациональных отношений:

  • Исторические
  • Политические
  • Социально-структурные
  • Культурные
  • Социально-психологические
  • Ситуативные

Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Исторические факторы

В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межэтнические отношения:

•  сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами;

•  исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений;

•  особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

В контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств:

События, вызывающие межэтнические напряжения. Завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое (учесть разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность).

Примеры из истории Российской империи (метрополия как патронат), СССР (декларируемое добровольное присоединение), России (распад империи, локальные конфликты вследствие былых событий).

Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. Война в Чечне для чеченцев – незаконный и несправедливый акт насилия; для русских – восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских – ущемление прав граждан; для прибалтов – сохранение национальной культуры, месть за прошлые незаконное присоединение и русификацию.

2. Политические факторы

В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы, населяющие США, не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное устройство воздействует на межнациональные отношения.

Та часть политических факторов, которая влияет на межэтнические отношения, включает в себя по меньшей мере три класса явлений:

•  принципы и формы государственного устройства (федеративное государство как форма решения национальной проблемы – пример России);

•  характер политического строя (тоталитаризм = этническая дискриминация, примеры СССР, Германии Гитлера, Югославии Милошевича);

•  тип государственной национальной политики (в том числе влияние элит, СМИ и тому подобное).

Функции элиты в развитии межэтнических отношений:

•  Задание идеологии толерантности или вражды.

•  Выработка политики примирения или, наоборот, нетерпимости.

•  Направление деятельности СМИ (играют громадную роль в формировании стереотипов, см. ранее в ответе на подвопрос 1).

•  Определение образовательных программ.

•  Служить образцом поведения.

Виды проводимой правительством этнической политики:

•  Интегрирующая политика. Пример – Эстония. Гражданами Эстонии могут быть только те, кто знает эстонский язык.

•  Политика культурного плюрализма. Пример – Украина, «нулевой принцип гражданства»: все живущие на территории страны являются её гражданами.

3. Социально-структурные

Три наиболее существенных:

•  взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом);

•  влияние социально-структурных изменений (помимо влияния «выравнивания» сегодня в России – формирование класса сверхбогатых людей, каких национальностей больше среди них?);

•  этнический фактор в социальной мобильности (в СССР – первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари – русские).

Выравнивание статусов разных национальностей . В России к началу 1990-х уровень образования титульной нации выровнен с русской в 11 (из 21) национальных республиках. Для привыкания общества к равному статусу разных этносов необходимо долгое время. Вместе с тем, у «выравниваемой» нации растут запросы («больше имеем – больше хотим»).

4. Культурные

Делятся на две группы:

•  Связана с просвещением и информированностью (в том числе пропаганда образцов межэтнического поведения через СМИ). Образование, просвещение способно разрушать границы, снимать предубеждения. Или наоборот. Так, исследования показывают, что российские СМИ в большинстве своём формируют негативный образ жителей Чечни и Дагестана (примеры).

•  Традиционные нормы каждой культуры (традиционализм). Традиционные отношения оказывают влияния на отношения в быту (эндогамные браки), в трудовой сфере (выбор партнёров по бизнесу среди близких национальностей).

5. Социально-психологические

Связаны с личностным отношением. Выделяются социально-перцептивные механизмы, которые влияют на рост национальной напряженности.

•  Усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы.

•  Усиление позитивных моментов в оценке собственной группы.

•  Поиск виновного по этническому критерию.

•  Проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду.

•  Повышение избирательности восприятия.

6. Ситуативные

Зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

Толерантность в межэтнических отношениях

Некоторые исследователи считают, что следует различать понятия толерантности, терпимости и интолерантности .

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».

Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.

Тогда под этнической интолерантностью подразумевается преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования её как вредного явления.

Часто выделяются следующие типы отношений в системе индивид – группа:

•  активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

•  пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);

•  толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

•  толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

•  интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (в том числе эгоцентризм, этноэгоизм) отрицательно влияет на толерантность.

[1] Компиляция из: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, Кон И.С.Социология личности. М., 1967.

[2] Какие взаимоотношения с русскими для вас приемлемы?

а) Брачные отношения
б) Личная дружба
в) Быть соседями
г) Быть коллегами
д) Быть жителями одного города
е) Быть сгражданами
ж) Быть гражданами разных государств.

См. Теория измерений , модуль 4, стр. 5.

[3] Также известен как метод равнокажущихся интервалов, суть его в оценке респондентами отрицательных и положительных суждений по изучаемому вопросу. Теория измерений , модуль 2.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

:)