Вопрос 6. Язык и социальные проблемы этнолингвистического поведения.

План ответа:

•  Язык как основа идентификации и этнический символ.

•  Язык как фактор межэтнического согласия и конфликтности.

•  Социальные проблемы стандартизации языков.

•  Статус языка.

 

1. Язык как основа идентификации и этнический символ.

Язык – система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определённую структуру.

Язык – тот универсальный символ этничности, который воспринимается наиболее «единообразно», во всяком случае, в рамках одной культуры. Он представляет собой первичную симолическую среду любого народа.

Язык осознаётся как главный этноразличительный признак и этническая ценность.

Штудирование учебников и словарей может способствовать лишь «пассивному» освоению иностранного языка, активное владение им даёт лишь языковая среда, т.е. коммуникация.

Смелзер: «На родном языке практически невозможно разучиться разговаривать, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте 8-10 лет. Многие другие аспекты культурной информации с течением времени могут полностью «стереться» из памяти человека».

Носители языка интуитивно, неосознанно ощущают родной язык как своего рода почву «обитания» этничности и поэтому сопротивляются иноязычной экспансии.

Любой язык – весьма чувствительный элемент для обнаружения каких-то важных чёрточек национального самосознания, которые в обыденном общении, как правило, не фиксируются вовсе или носят неотчётливый, «размытый» характер.

Примеры слов, встречающихся только в русском языке: «авось», «напасть», «воля» и др.

2. Язык как фактор межэтнического согласия и конфликтности.

•  Общий язык поддерживает сплочённость общества, причём между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает взаимопонимание и сочувствие. Язык способствует формированию чувства групповой идентичености. Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты (напр. в Центральной и Южной Африке), стремятся к принятию единого национального языка, понимая значение этого фактора для консолидации общества и борьбы с племенной раздробленностью.

•  Язык может и разобщать людей. Примеры:

•  в период распада СССР, когда частичная языковая денационализация в частности в Средней Азии и на Украине стала первичным побудительным мотивом формирования национальных движений;

•  раньше знание русского языка открывало дополнительные возможности для титульных национальностей республик к социальному продвижению, теперь же для русских и других национальностей незнание языка титульной национальности стало тормозом в карьере;

•  язык – важнейший символ антагонизма между англоязычными и франкоязычными канадцами (квебекцами);

•  конфликты между англоязычным и испаноговорящим населением США.

 

3. Социальные проблемы стандартизации языков и статус языка.

Статус языка:

  • государственный;
  • официальный;
  • региональный;
  • нестатусные языки.

В законах о языках, принятых в республиках, есть различия, но везде закреплён статус государственных за двумя языками.

Во второй половине 90-х гг. при выборах президентов республик, спикеров парламентов всегда оставался вопрос знания кандидатами на эти должности языка титульной национальности и русского. Т.о. знание языка титульной национальности стало в республиках весомым основанием участия во власти и приобрело этнополитическое звучание.

Вокруг статуса языка фокусируются социальные интересы.

Принятие законов о гос. языках имело важные социально-психологические последствия. Оно ослабило этнополитические претензии титульных национальностей, хотя и не сняло их полностью.

Языки, получившие политическое признание равноправия, сегодня переживают стадию оформления их практической функции, которая определяется в основном реальными потребностями.

Произошедшие психологические изменения:

•  татары, якуты, осетины, башкиры, тувинцы, балкарцы и др. не стесняются теперь говорить на своём родном языке на улице и в общественных учреждениях;

•  у некоторых русских рождается желание учить титульной национальности;

•  раньше лица титульной национальности, знающие русский язык, получали преимущества, то теперь их получают те русские, которые знают языки титульных национальностей.

Факторы, от которых зависят языковые ориентации русских:

•  от реальной этноконтактной среды;

•  от этнополитической ситуации в республике;

•  от престижности языка, отражающей социальные позиции народа-носиеля языка.

Значительно влияние знания русского языка на социальную мобильность.

Основные понятия:

этнический символ обобщённое, закодированное обозначение понятия, действия или предмета, синтетически выражающее его смысл.

унификация приведение к единообразию.

диалект местное или социальное наречие, говор.

алфавит совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.

графика начертание письменных или печатных знаков, букв; искусство изображения предметов линиями и штрихами, а также произведения этого искусства.

Билингвизм (полилингвизм) сложное психолингвистическое явление, предполагает владение двумя ( несколькими ) языками и связано с такими понятиями, как языковая картина мира, языковое сознание, языковая личность, языковая способность, а также с национальной культурой народа – носителя данного языка.

государственный язык язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от национального состава населения.

официальный язык основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В странах с многонациональным составом населения официальный язык(и) закрепляется в конституциях.