Вопрос 3. Современные западные подходы к пониманию феномена этничности.

Так получилось, что иностранные, в первую очередь европейские и американские, исследователи имеют во многом иные традиции изучения этнических общностей. Вместо распространённых в России, странах СНГ, Балтии, частично в Восточной Европе и Германии понятий "этнос" и "этникос" за рубежом в качестве базовых используются другие термины: "этния" ( ethnie ) — главным образом во Франции и "этническая группа" ( ethnic group ) — в англосаксонских и многих других странах. Кроме того, в иностранной литературе совершенно отсутствуют термины, ещё недавно характерные для отечественных исследований, такие как "метаэтнос", "суперэтнос" и многие другие.

С точки зрения абсолютного большинства иностранных исследователей в основе формирования той или иной этнической группы лежит общая для её членов этничность . Термин "этничность" ( ethnicity впервые появляется в 1940-е гг. в работах Л. Уорнера .

Большинством зарубежных, главным образом пишущих на английском языке, авторов — антропологов, историков, социологов — этничность чаще всего рассматривается как эмоции и рационализации индивида , который ощущает себя членом отдельной этнической группы или даже нескольких групп. Определённый ответ на вопрос о происхождении этих чувств и идей стал сегодня свидетельством принадлежности к тому или иному теоретическому подходу — примордиалистскому (от английского слова primordial — первородный, первобытный, изначальный, исконный), инструменталистскому (гедонистическому) или конструктивистскому

Примордиализм

В теориях, созданных в рамках примордиалистского (эссенциалистского) подхода , принято выделять два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое или культурное.

Социобиологическое направление: этничность как "объективную данность, своего рода изначальную (примордиальную) характеристику человечества", и полагают, что "осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде", именно так рассуждают, например, Р. Шоу и Ю Вонг. Несколько более распространены концепции расширенного фенотипа ( extended phenotype ) и близкие к ним, толкующие этническое как "расширенную форму отбора и связи". Последнюю позицию отстаивает один из виднейших представителей этого направления Ван ден Берг.

Эволюционно-историческое направление: Этничность рассматривается как социальное сообщество, у которого есть свое содержание и культура, приобретаемые в ходе социализации и инкультурации. Кто прошел через это, тот пытается сохранить этничность раз и навсегда. Большое число сторонников: К. Гирц, У. Коннор, Э. Смит, Дж. Армстронг.

В целом для примордиалистского подхода характерно то, что его сторонники склонны рассматривать этнические объединения всерьёз, как реально и давно существующие группы с присущими им атрибутами.

Инструменталистские (гедонистические, ситуационистские, мобилизационистские) концепции

Этничность «спит» внутри человека и используется им в определенной ситуации. Этничность как ситуативная роль, избранная человеком или группой под воздействием тех или иных материальных факторов. Сторонники этого взгляда на этничность считают этничность инструментом, который может помочь в достижении неких экономических или политических целей, которые, в свою очередь, усиливают групповую солидарность.

Инструментализм (гедоницизм) как течение научной мысли был вызван к жизни кризисом идеи "плавильного котла" ( melting pot ), которая доминировала в США в 1920 — 50-е гг. Она подразумевала определённый способ строительства американской нации путём постепенной "переплавки" иммигрантов из различных стран мира под лозунгом ‘ E Pluribus Unum ' (Единство из множества). И исходила из посылки, что ассимиляция — это конечная фаза развития межэтнических и межрасовых отношений. Идеи инструменталистского (гедонистического) подхода разделяют такие крупные учёные, как Д. Белл , Г. Вулп, Н. Глэйзер, Т. Гир. Среди отечественных исследователей похожих принципов придерживается целый ряд авторов, например, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова.

Конструктивистский подход

Конструктивистское направление в этносоциологии зародилось позднее примордиализма. Широкое распространение конструктивизма связывается именем Эрнста Геллнера.
Суть этого направления
в изучении этничности заключается в том, что этническое сообщество, возникающее на основе дифференциации этнокультур, существует, базируясь на различных доктринах и представлениях, имеющих место в той или иной этнокультуре. В свою очередь, доктрины «изобретаются» интеллектуальной элитой этноса – писателями, учеными, художниками политиками. Таким образом, получается, что этнос есть не что иное, как интеллектуальный конструкт элиты. Далее, этот конструкт (этничность) транслируется на потенциальных представителей этноса при помощи различных средств имеющих возможность воздействовать на сознание членов общности (СМИ, книги, фильмы, выставки и т.д.). То есть, помимо того, что этничность есть вымышленный интеллектуальный конструкт, он суть «навязанная» социальность. Причем, эту социальность часто используют различные лидеры для «этнической мобилизации» населения. Подобных индивидов, использующих этничность для достижения личных выгод, называют «этническими предпринимателями».

Другими словами, конструктивисты склонны придавать большее значение культурам, языкам, экономикам, политическим структурам, а не этничности. Последняя характеризуется ими как изменчивая, ситуативная, множественная. Конструктивизм позднее других подходов обрёл признание в научном сообществе. Это объясняется радикализмом, новизной концепций и специфичностью лексики. Однако сегодня с конструктивистских или близких позиций этничность рассматривает уже значительное число зарубежных учёных. В некоторых странах этот подход обладает наибольшим авторитетом. Его лидерство можно отметить, например, в США и Великобритании. Среди авторов-конструктивистов, привлекают внимание Д.-Л. Амселль, Э. Гэйбл, Дж. Джексон, Дж. Клиффорд, Дж. Линнекин, Дж. Маркус, С. Тайлер.